Главным украшением Решмы считается Макариев-Решемский монастырь, основанный преподобным еще в XIV веке. В разное время здесь побывали многие святые и подвижники благочестия - преподобный Макарий, князь Димитрий Пожарский, игумения Досифея, преподобная Анимаиса Острецовская, праведный иерей Николай Горский, блаженная Вера Босоножка, блаженный Виктор Раевский.
Макариев-Решемский монастырь
Старинное село Решма раскинулось в 25 километрах от Кинешмы на пути к Юрьевцу на высоком правом берегу Волги. В исторических хрониках Решма упоминается со времен монгольского ига.
История Решмы тесно переплетается с историей Кинешмы. Кинешма да Решма - очень складно перекликаются эти два слова. И они часто упоминаются в местных народных пословицах и каламбурах: «От Решмы до Кинешмы палкой докинешь ли?», «От Кинешмы до Решмы фунт соли съешь ли?»
В XIV столетии в Решме был основан монастырь Макарьева пустошь, широко известный своим старинным архитектурным памятником - церковью Святой Троицы. Основателем монастыря был Макарий Желтоводский и Унженский чудотворец. Макарий родился в семье зажиточных и благочестивых родителей Иоанна и Марии в 1349 году. Еще в юности возненавидел он мирскую суету и стал отшельником. Двенадцатилетний отрок в тайне от родителей принял постриг от архимандрита Дионисия в Печерском монастыре.
С 1901 года Макариев-Решемская пустынь была обращена в женский монастырь, который возглавила игуменья Досифея. При ней монастырь расцвел. Было налажено полевое, огородное и садовое хозяйство. После революции некоторое время монастырь существовал как сельскохозяйственная артель. Позже обитель была закрыта.
Лишь в начале 90-х годов ХХ века вновь был открыт чудом уцелевший Никольский храм. Вокруг него в Решме вновь возродился монастырь.
Чтобы изыскать колодец, построенный чудотворцем, нынешнее руководство монастыря прилагает немало сил.
- Мы заключили договор подряда с ивановской археологической организацией на проведение археологической разведки, - рассказывает настоятельница Макариев-Решемского женского монастыря игуменья Феофания. – увы, пока следов фундамента часовни, как и остатков колодца святого Макария, в шурфе обнаружено не было.
Археологическими раскопками заинтересовалась Общественная палата Ивановской области, делегация которой 30 мая побывала в Свято-Никольском храме. Делегаты согласились с тем, что поиски необходимо продолжить, и обещали помочь.
Так выглядит Макариев-Решемский монастырь сегодня/ Фото: АиФ
Решма в легендах
Среди местных жителей о Решме ходит множество легенд. Некоторые из них корреспондент «АиФ в Иванове» записал специально для наших читателей.
Лет 200 назад жил в селе святой человек, священник Макарий, и было место полно гадов ползучих (змей) и спасу от них никакого не было. И тогда взмолились жители: «Отец наш отчий, Макарий, спаси нас от гадов ползучих», и стал отец Макарий усердно молиться, и явился ему лик Спасителя и говорит: «Выполню я твою просьбу, отныне это место будет чисто от гадов ползучих». И вот и по сей день в радиусе 30 километров вокруг Решмы нет ни одного гада ползучего.
Есть в Решме старая Воскресенская церковь рядом с Макариев-Решемским женским монастырем. Так вот, когда пришли «красные», то начали они убивать и бить монахов. Тогда батюшка-настоятель открыл потайной ход, и все оставшиеся монахи ушли по нему на другую сторону Волги. «Красные» засыпали вход, дабы туда никто не лазил. А в 1970-х годах взбрело в голову местному начальнику проверить эту легенду: вызвал он группу спелеологов и бригаду рабочих. Рабочие раскопали вход в лаз, а спелеологи туда спустились, но быстро вернулись. Ход, говорят, есть, хорошо сохранился. По нему они прошли 50 метров, а дальше была вода, идти невозможно. После чего вызвали кран и на ход положили бетонную плиту, которая до сих пор там лежит и церковь так же стоит, полуразрушенная.
Воскресенская церковь/ Фото: АиФ
Кстати
В 1608 году жители слободы Решма под предводительством выборного крестьянина Григория Лапши вместе с кинешемцами выступили против польских захватчиков и в течение всего Смутного времени активно боролись с интервентами, «за что враги разорили их жилища». Заодно они разорили и богатое поселение Солдогу, которое пыталось откупиться от интервентов, на что солдожане сочинили еще одну поговорку: «Кинешма да Решма кутит да мутит, а Солдога-горюна убытки платит».