Уходят в те дали, откуда нет возврата, и святые, и грешные. Так неужели все, что остается от человека – радовавшегося и страдавшего, творившего и мечтавшего, рисковавшего и ошибавшегося, любившего и сражавшегося, – это две даты на могильном камне и точка в конце строки? Неужели ради этой последней точки и приходим мы на свет Божий?
Невозможно не думать об этом с того момента, как стало известно о кончине Юрия Эросовича Кузнецова, ковровского художника-иконописца, уникального мастера, награжденного почетной медалью движения «Россия Православная» - «За жертвенное служение», автора более тысячи икон, созданных в необычной жемчужно-бисерной технике. «Кузнецовское письмо» - так оно зарегистрировано Российским авторским обществом.
Каждый день имеет свой цвет
«АиФ» много раз писали об уникальном ковровском самородке, в зрелом возрасте решившем, что живопись – это его призвание. Кто даст ответ – отчего так происходит, и кто свыше ведет нас, направляя и наставляя? Почему Юрий Кузнецов, сын известного художника-акварелиста, учившегося живописи с детства, не сразу пришел к творчеству?
В архивах редакции хранятся черновики различных интервью Юрия Эросовича. Перебираешь листы бумаги с беглыми записями, и кажется, что твой собеседник только что вышел за дверь, его еще можно окликнуть, договорить с ним, что-то переспросить. И нет этой точки в конце короткой строки…
«Точки – это как дни жизни, недели, эпохи». Это сказал сам художник, кажется, в 2005 году, когда состоялись его первые большие выставки во Владимире и в Москве. Тогда же его иконы «Покров Пресвятой Богородицы» и «Преображение» освятил Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Работы того периода можно описать лаконично: золотое с голубым, библейские, эдемские цвета. В тех же старых записях нахожу: «Каждый наш день имеет определенный цвет, и поступки все разного цвета. Это красочный язык жизни. Я перевожу события в цвет, а те, кто смотрят на мои работы, находят свой смысл. Каждый может увидеть что-то свое. И это такая радость. Это цветовая музыка». Так рассказывал мастер о своей работе, признаваясь, что пишет взахлеб, торопясь ухватить тот образ, что являлся ему, как наяву, превратить в красочные точки волшебный луч, идущий откуда-то сверху. Не случайно слово «свет» есть почти во всех отзывах на работы Кузнецова. «Художник выражает духовность самобытно, оригинально, несет свет и радость с соблюдением всех традиций» - это слова известного российского художника В.В. Шилова, сказанные им на выставке работ ковровского живописца.
Образ Пресвятой Богородицы Всецарица/Фото: из архива попечительского совета Юрия Кузнецова
Самобытность и следование православным канонам – это отмечали все, кто знакомился с кузнецовским письмом. У техники, в которой работал Юрий Эросович, до него даже не было названия, она уникальна. По особой, им разработанной методике, художник наносил до 30 слоев темперы, 500 и более разноцветных точек составляли канву работы. Художник не смешивал краски, а тщательно подбирал сочетания цветов, чтобы уже зритель создавал тона и полутона, нюансы оттенков, ощущал различную глубину свечения не столько глазом, сколько чувствами и воображением.
«Красота дивная!»
Тысячная икона мастера была и вовсе кругло-вогнутой формы. Непосвященные ахнули – возможно ли? Те, кто знаком с православной живописью, всерьез и глубоко подтвердили – и старые мастера писали образа на круглых досках. Только выполнить основы для такой иконы сложно, не всякий возьмется. А Юрий Кузнецов утверждал, что все его идеи ему подсказаны небом. Скептики пожимали плечами, а мастер просто продолжал работать. И вот уже его икону «Радуйся Невесто Неневестная» рассматривает Патриарх Всея Руси Алексий II, восклицая: «Красота дивная!». Эту икону заказала Международная ассоциация благотворительных фондов «Мама» через руководителя Владимирского отделения Фонда Татьяну Николаевну Питиримову, которая в свое время создала попечительский совет при художнике. А вручена она была самим Кузнецовым в Храме Христа Спасителя Патриарху на праздновании Дня Матери. Как в иконах Юрия Эросовича не было случайных точек, так и в жизни не бывает случайностей. Сотрудничество с фондом «Мама» для художника, на чьих иконах особенно часто изображалась Матерь Божия, видимо, было предопределено. Кстати, та икона «Преображение», которую освятил Архиепископ Евлогий, была подарена Татьяне Питиримовой, точнее, возглавляемой ею клинике «Эльф». Сейчас и «Преображение», и другую икону – «Покров Пресвятой Богородицы» – можно увидеть в стенах клиники, которая открылась – и это еще одно чудесное стечение обстоятельств – в день Покрова.
Светлые точки, черные точки, правда и вымысел, сияние и мрак… В жизни все тесно переплетено, не 500, а миллионы точек. Работами Кузнецова восхищались и их же называли «не иконами, а картинами»; к ним прикладывались больные, в надежде на исцеление; и на них делали бизнес; их изучали ученые; и их же кто-то отказывался признавать, не считая искусством.
Икона святой троицы/Фото: из архива попечительского совета Юрия Кузнецова
Почему-то меня задели слова молодой владимирской журналистки, вставшей на сторону критиков «жемчужно-бисерных» икон. Узнав о кончине художника, девушка произнесла: «Но после него так много всего осталось…» В этом не было ни равнодушия, ни восхищения. Так говорят люди, верящие, что точка в нашей земной жизни – это лишь знак пунктуации, символ одного дня. А по истине, вечность – она остается нашей, и отнять ее никто не в силах.
Творчество Кузнецова – мириады точек, таящих глубокий смысл, его собственная Галактика. И как, глядя на звезды, мы гадаем – что таят эти голубые-белые-желтые сияющие точки, так и, рассматривая Вселенную Юрия Кузнецова, может, через век, кто-то откроет тайну бессмертия?
Директор музея имени Н.К. Рериха Людмила Васильевна Шапошникова, открывая в 2005 году выставку работ Юрия Эросовича, предположила, что орнамент, обрамляющий все иконы мастера, с большой вероятностью, содержит код, который, возможно, удастся расшифровать в будущем и услышать очень важную весть из мира духовного.
С утратой того, кто был частью твоей жизни, смириться тяжело, даже если веришь в бессмертие души. Юрий Кузнецов позаботился обо всех, кого знал и любил, – он оставил им яркие удивительные письма, сотканные из множества отдельных тайных посланий. Ведь точка в пространстве – это начало бесконечной линии, концентрация смысла. И если захочется поговорить с мастером, достаточно просто подойти к его иконам.