Примерное время чтения: 9 минут
275

Российские артисты цирка стремятся уехать за границу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. 'АиФ-Владимир' 28/03/2012
Фото: Ирины Курочкиной

А вот Дарья Сочнева из Владимира, которая постигает «неженскую» профессию клоуна в Государственном училище циркового и эстрадного искусства, знает, что истинный юмор – ещё и тяжёлый труд. Этой весной она получит диплом – единственный в России в ближайшие четыре года.

- «АиФ-Владимир»: Дарья, почему клоунада?

- Дарья Сочнева: Всё очень просто и банально: приехала в Москву поступать в театральный, не поступила, и по наитию поехала в цирковое училище – без денег, ночью, никому ничего не сказав. Я думала, что здесь есть эстрадное отделение, куда я бы легко могла пойти. Приехала без документов, мне говорят: «О! Фрося Бурлакова! Приходите завтра». Посмеялись надо мной, но в итоге пропустили. Хотя я не скрывала, что в дальнейшем хочу поступать в театральный вуз, они меня взяли. Хотя до сих пор не понимаю, почему - у меня даже не было ни одного шпагата. Видимо, всё с непосредственностью делала, живостью. 

Нас на курсе изначально было пять человек, и после первого же полугодия отчислили двоих мальчишек, позже ещё двоих. И получилось, что я осталась одна. Сейчас очень мало людей идут учиться на клоунов. После нас три года курс не набирали, потому что приходили поступать два человека. Тот курс, который сейчас набрали, – первый после моего набора. Пять мальчиков, пока держатся.

- «АиФ-Владимир»: Чему приходится учиться, чтобы стать клоуном?

Д.С.: На первом курсе мы проходили всю школу наряду с цирковыми артистами: акробатика, гимнастика, жонглирование, эквилибр и хождение по проволоке. Мне в этом смысле было очень сложно, я получала множество травм, которые до сих пор дают о себе знать. Помимо этого, был базовый спектр эстрадных знаний: степ, вокал, актёрское мастерство, сценическая речь, пантомима, грим. В училище считают, и я с этим согласна, что клоун должен уметь всё - тогда на него интересно смотреть. Если ты умеешь садиться на шпагат, ты где-нибудь это применишь. На втором курсе появляется предмет «специализация» – клоунада. Так вышло, что ко второму курсу нас осталось трое, мальчики смастерили себе пару, и я осталась одна. А быть без пары, да ещё женщине в этой профессии – это невероятно сложно.

- «АиФ-Владимир»: Чтобы смешить людей – надо обладать какими-то специальными знаниями?

Д.С.: Мне кажется, клоунами рождаются. И уже потом идёт становление человека как клоуна. Это, наверное, дар – быть смешным, не бояться смешить людей. Все удивляются: «Девушка – клоун? Вы что! Вы же такая симпатичная!» Я к внешности отношусь очень просто, не считаю это первостепенным. Не боюсь показаться смешной. Хотя мой педагог говорит: «Смеяться над женщиной грешно». Наверное, поэтому он и не хочет мне преподавать. Говорит, что ему лень.

Одно дело – вырасти как актёр, другое – вырасти как человек. Для меня в этом смысле был и остаётся примером Юрий Владимирович Никулин. Сколько я видела клоунов, которые вызывают ребёнка и начинают потешаться над ним. То есть, клоун смеётся не над собой, а над ребёнком и заставляет это делать весь зал. А тот бедный стоит, не знает, что ему делать. Когда-то в детстве в каком-то шапито меня так же вызвал клоун, подарил какой-то зелёный носик, посмеялся надо мной, и я надолго возненавидела цирк, клоунов вообще боялась.

- «АиФ-Владимир»: А теперь понравилось?

Д.С.: Сама профессия – да. Это, наверное, самая сложная профессия – чтобы было смешно, нескучно, чтобы было злободневно. И не просто «ха-ха», не просто снять штаны. Это культура, которую во Владимирском колледже культуры и искусства привила моя педагог Тамара Степановна Джулай: если ты снимешь штаны, кому-то, может быть, будет смешно, но потом все отвернутся, и тебе самой станет от этого мерзко. Нужно нести какую-то идею. Я в это верю. 

Утечка талантов

- «АиФ-Владимир»: Вот, будет диплом клоуна – и куда с ним потом?

Д.С.: Сейчас клоуны – они нужны. Но в данный момент я думаю: а нужно ли мне это? Пройдя школу безразличного отношения к себе в клоунаде и зная, насколько это сложная профессия, я сомневаюсь, а хочу ли я работать клоуном. Радует то, что сейчас мы проходим практику преподавания, и вместе с записью «артистка цирка» у меня будет задпись: «педагог по жанру». Уже есть предложения преподавать. Хотя, например, преподаватель циркового училища получает за месяц каждодневной работы 7 тысяч рублей – столько же, сколько аниматор за два часа работы. Но мои амбиции берут верх, гонюсь за интересом. Может быть, просто сейчас не снимаю квартиру в Москве, поэтому не думаю о деньгах.

- «АиФ-Владимир»: А в принципе куда идут выпускники циркового училища?

Д.С.: У нас в конце идёт дипломный спектакль – цирковой дивертисмент так называемый. Приходят различные режиссёры, заинтересованные люди – им нужен какой-то номер за границу в свою программу. Приходят из компании «Росцирк». Если ты нравишься – тебя приглашают. В Москве есть цирки на Цветном бульваре, на проспекте Вернадского, «Аквамарин». Вы думаете, в наших цирках больше платят? Семь тысяч репетиционных в месяц. Очень много предложений уехать за границу, потому что русская и украинская школы – несравнимы ни с какими другими. В «Дю Солей» 70% русских. Все их самые яркие номера исполняют наши русские артисты. А то, что там ходит массовка, – это они. Все стремятся уехать за границу. Пять лет работы в «Дю Солей» - и старость обеспечена. Даже толковые педагоги в основном уезжают и преподают за рубежом. Мне, конечно, очень обидно. Раньше советский цирк блистал: государство было в нём заинтересовано, оно вкладывало туда немалые деньги и получало немалые в ответ. А сейчас российский цирк в упадке. Хотя мы могли бы создать свой «Дю Солей».

- «АиФ-Владимир»: Может быть, зрительский интерес не очень велик?

Д.С.: Интерес зрителя как раз-таки велик. Посмотрите, что творится: «Дю Солей» снял Кремлёвский дворец, и билеты туда не дешевые, и туда народ валит и валит. Хотя «Zarkana» - не лучшее их шоу. Государство не вкладывает деньги в цирк. Я не знаю, с чем это связано. Возможно, власти заинтересованы в развитии каких-то других отраслей. Но рыба тухнет с головы. Все всё понимают, но никто ничего исправить, к сожалению, не может. Мне очень обидно за цирковое искусство в России, за то, в каких условиях живут цирковые артисты в России, какие деньги они получают и какой труд вкладывают… 

Мало кто идёт в эту профессию. Это в основном фанатики своего дела, представители цирковых династий. Режиссёров нет. Сейчас, к сожалению, очень много слабых, однообразных номеров. В том числе и в хороших цирках. Я разочаровываюсь с каждым разом. Из студий номера гораздо интереснее, чем делают в цирке профессиональные режиссёры. Или возьмём братьев Запашных. Я считаю, молодцы - сделали шоу «Легенда». Аскольд Запашный придумал сам, целый год разрабатывал. Конечно, было неидеально. Но, во всяком случае, это было интересно, грандиозно. Это был цирк. Но они вкладывают туда свои деньги, понятное дело.

Владимир проживёт без цирка

- «АиФ-Владимир»: А шапито, гастролирующие по стране – кто эти люди?

Д.С.: Я думаю, что это выпускники каких-то цирковых студий. Очень много из Украины шапито. Из выпускников циркового училища мало кто продолжает гореть цирком и хочет работать в цирке. У нас несколько человек работают в «Дю Солее», некоторые в цирках на проспекте Вернадского, на Цветном бульваре. Большинство работает в компании «Росцирк» - они гастролируют по стране, но не в шапито, а в стационарных цирках. А шапито, с одной стороны, это халтура, с другой – романтика. Разные шапито бывают, нельзя судить по одному цирку обо всех в мире.

- «АиФ-Владимир»: Владимирцы, в основном, довольствуются как раз цирками-шапито. Может быть, городу нужен свой цирк?

Д.С.: Не уверена, что нужен. Я сомневаюсь, что это будет финансироваться достойно. Владимир расположен в непосредственной близости от Москвы, и можно приехать раз в год и посетить любой цирк, который захочешь. Можно было бы сделать какую-то цирковую студию, потому что во Владимире воспитываются очень хорошие спортсмены. Порой в цирк приходят люди из спорта. Например, получил какую-то травму, и не может так усиленно заниматься спортом. А цирк – это может быть для такого человека вариантом. На уровне студии я бы что-то сделала, на уровне цирка – вряд ли.

ДОСЬЕ

Дарья Сочнева родилась в 1989 году во Владимире в нетворческой семье. Училась во Владимирском областном колледже культуры и искусства по специальности «Постановка театрализованных представлений». Студентка 4 курса

отделения клоунады Государственного училища циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева (Карандаша).

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах