Каждое время рождает «особенных» людей. Людей, чья судьба с самого рождения складывается самым необычным образом, про которых втихомолку говорят «этот человек не такой как все». Такие люди прославляют своими благими делами и подвигами города и страны, становятся для нас кумирами.
О том, каково это - быть «не такой как все», «Женщиной века» и как искусство может повлиять на формирование ребенка, мы побеседовали с руководителем детской художественной студии «Семицветик» Раисой ПЕТРУНИНОЙ.
Девочка - Маугли
- "АиФ в Иванове": - Раиса Степановна, вы лауреат премии «Белая ворона», вам присвоено звание «Женщина века», такие звания и премии присуждаются людям с необычной судьбой. Расскажите о себе.
- Раиса Петрунина: Детство у меня было необычное. Моя родина - гора Эльбрус. Зачем моей матери на девятом месяце беременности потребовалось идти в горы, спросить не у кого: мама умерла при родах, а отца задавило камнями. Новорожденной меня подобрал пастух, видимо, он услышал крики моей матери при родах и пошёл на зов, придя, он обрезал мою пуповину и забрал с собой в стадо. Помню, совсем малышкой я подбиралась вместе с маленькими ягнятами к вымени овец и сосала молоко. Лет до тринадцати я бродила по горам с овечьей отарой и, как Маугли, вместо одежды носила овечью шкуру, на ногах вместо обуви тоже были привязаны шкурки. Волосы мои были ниже колен, я не знала, что такое расческа и горячая вода. Пастухи делились со мной хлебом, кормили бараниной, приготовленной на костре, и овечьим молоком. Гуляя по горным лесам, я собирала травы, щавель, ягоды барбариса, на вкус они были кисло-сладкими и заменяли мне конфетки. Долгое время я не знала, что такое кружка, тарелка, ложка. Спала между ягнятами, зарывшись в их теплую шерстку. Пастухи всегда звали меня Газель.
- "АиФ в Иванове": - Как вы выбрались из тех мест?
- Р.П: Я совсем не знала игрушек, и единственным моим развлечением в то время было бросание камешков в водопад. Это и стало в какой-то степени моим спасением. Дело в том, что в 1946 году в Приэльбрусье тренировалась сборная команда Азербайджанской ССР по легкой атлетике. Я сидела у водопада и бросала в него камешки. Ко мне подошёл главный тренер команды, Александр Иванович Шепелев. Долгое время он не мог понять, девочка я или мальчик, откуда я и почему так странно одета, нечесана и немыта. Подойдя к пастуху, он всё узнал про меня и попросил разрешения забрать к себе.
Александр Иванович не отдал меня в детдом. Он привёл меня на тренировочную базу и, разглядев задатки будущей метательницы диска, начал тренировать. Самым страшным для меня оказался день купания и стрижки. Тогда меня постригли очень коротко, и с тех пор в память об этом дне я стригусь именно так, и никак иначе. Вообще эта «наука» - поведение за столом, пользование столовыми приборами, уход за собой - давалась мне очень тяжело. Частенько за обедом я выбирала время и, пока тренер не видит, брала тарелку с супом и просто выпивала его: не любила ложку, казалось, что уж слишком долго приходится ею кушать. Чтобы выучить русский язык (говорила я только по-кабардински) и получить аттестацию школы, мне пришлось какое-то время пожить в азербайджанской семье, где говорили по-русски…
Спорту я отдала сорок лет своей жизни. Мне нравилась кочевая жизнь: сборы, соревнования, тренировки, чужие города, новые страны... Единственной трудностью поначалу было устоять в круге, так как за счет маленького роста и веса меня всегда выкидывало из него, но впоследствии я справилась с этой задачей. Занималась со мной уже известная тогда чемпионка мира, метатель диска Думбадзе (она поражала меня своим огромным ростом 1,90 м и весом около 100 кг). Но однажды я и у неё выиграла. В сборной Азербайджана я пробыла 15 лет. За это время я поступила в институт физической культуры и окончила его.
Имя альпинистки
- "АиФ в Иванове": - Расскажите, как вы стали Петруниной Раисой Степановной, как получили своё имя?
- Р.П.: Шла подготовка к первой спартакиаде народов СССР. Моя физическая форма оставляла желать лучшего, я была измотанная и уставшая. Александр Иванович отправил меня к своей тёте в Сочи. В пути я познакомилась с другими спортсменами, и один из них предложил мне выйти за него замуж. Тогда я в шутку согласилась. А позднее он и впрямь стал моим мужем, мы прожили вместе 24 года. С тех пор ношу фамилию Петрунина (до замужества я всегда выступала под разными). А имя и отчество - их я взяла по просьбе знакомого подполковника. Его дочь, погибшую в горах альпинистку, звали Раиса Степановна.
-"АиФ в Иванове": - А как вы попали в Иваново?
- Р.П.: Мне приходилось жить в различных уголках Земли. По окончании института в Баку, меня отправили в Петрозабайкальск, потом мы жили в Ангарске, в Иркутске. Я стала чемпионкой Сибири. Через несколько лет судьба забросила в Куйбышевскую область. Две дочери поехали учиться в Иваново (всего у Раисы Степановны 6 детей и 16 внуков). В начале 90-х у меня случилась клиническая смерть, и врачи сказали, что мне надо жить под присмотром. И вот в 1993 году я переехала жить к дочерям в Иваново.
-"АиФ в Иванове": А как вы познакомились с искусством?
- Р.П.: Военные годы я провела в горах. Я залезала на огромный камень, который располагался напротив горы, где находилась молибденовая фабрика, и наблюдала за немцами. Однажды я увидела, как немец стал играть на скрипке. Тогда первый раз я услышала музыку. А позднее там появился ещё один «творческий» немец. Он рисовал, и каждый раз меня это завораживало. Тоненькая палочка выводила на бумаге красивые, яркие линии. После того, как немцы ушли с Эльбруса, я спустилась вниз и подобрала оставшиеся рисунки. Один из них я хранила долгое время, на нём был изображен акварелью поваренок с половником.
«Бабушка, дай мазнуть»
- "АиФ в Иванове": Как к вам пришла идея организовать детскую студию «Семицветик»?
- Р.П.: В «городе невест» у меня началась совсем другая жизнь, жизнь без спорта. Как-то раз я проходила мимо красного кирпичного здания - школы № 25 на Рабочем поселке. Здание было всё исписано хамскими словами, и это меня поразило. И возникло желание разрисовать стены внутри школы. Администрация школы отнеслась к моей просьбе с недоверием: коль у этой пенсионерки нет даже художественного образования, что же она может? Но разрешение дали. Первой пробой стал кабинет литературы. За три дня он весь был расписан масляными красками по сюжетам сказок Пушкина. Все учителя стали просить расписать их классы. Во время работы ко мне частенько подходили дети. «Бабушка, дай мазнуть!» - просили. Тогда я стала рисовать мелом, а они закрашивали. Так у меня появились юные помощники, потом родилась идея: организовать детскую художественную студию. В 1994 году сформировалась студия «Семицветик». Училась рисовать я вместе с детьми, сама на тот момент не знала, что кисти бывают разные, что у каждой имеется свой номер. Ходила в библиотеку и читала литературу для начинающего художника.
- "АиФ в Иванове": Раиса Степановна, а были ли интересные случаи в работе с детьми?
- Р.П.: Конечно, дети - это ведь чудо. Припоминаю один случай. Однажды заведующая одной детской больницей привела ко мне девочку Машу с редкой болезнью: у неё постоянно дрожали руки. Писать она не могла, но очень хотела рисовать. Удерживая одной рукой другую, нарисовала животных и даже портрет заведующей. А потом у неё со временем руки дрожать перестали. Съехались врачи, и никто не мог поверить в это чудо!
- "АиФ в Иванове": Расскажите, как вы стали «Женщиной века»?
- Р.П.: В 2002 году - как снег на голову - меня пригласили в Нью-Йорк. Там проходила выставка детского рисунка моих воспитанников. На выставке присутствовал вице-президент Юнеско. Он и присудил мне звание «Женщина века». После этого меня пригласили в Кремль в числе еще восьми женщин, чьи имена прославили Россию.