Карачарово сегодня - один из тихих спальных микрорайонов Мурома, а столетие назад - центр культурной, просветительской, коммерческой жизни. Здесь были свои церковно-приходская и общеобразовательные школы, поликлиника, клуб, именуемый в народе «Чудильник», пристань, магазины, лавки, тепличное хозяйство и многое другое.
Фанталовы - своеобразная местная элита. Муромское купечество внесло свой вклад в развитие Мурома. Есть фамилии, которые на слуху, другие - в забвении. Среди них и Фанталовы. Два года назад снесли второй особняк этого купеческого рода. Готовится к выселению очередной родовой дом этой фамилии. Уходит в прошлое многовековая история, унося за собой память о людях и их судьбах. Но есть ещё те, кто знает и помнит, - то время, тех людей, те события.
Камень из фундамента
Приокская - самая длинная улица в Муроме. Исходя из названия она пролегает вдоль реки. Здесь на берегу Оки и жили муромские Фанталовы (история рода огромная, часть родственников живут в Москве и других городах страны). Правда, столетие назад улица проходила вдоль небольшой речушки. Основное русло было недалеко. Только спустя время Ока сменила русло и направилась по новому пути. Местные жители помнят, как во времена большого разлива от дома к дому ездили на лодках, а водные просторы простирались на несколько километров. Старое русло так и осталось Старицей. Улица практически испещрена подземными родниками. Разной величины, они бьют чуть ли не у каждого дома. Это одна из помех в строительстве домов. Однако когда ломали «Фанталов дом», фундамент двухвекового строения был целым и монолитным. Вода так и не смогла подточить его за столетия, что ещё раз доказало нам: предки строили на века. Первым ушёл в небытие крайний от дороги дом. В середине прошлого века в нём располагался универмаг, снабжавший местных жителей всем необходимым - от вёдер и коромысел до хлеба и соли. Второй этаж здания был оборудован под детский сад, и многие помнят, как ходили туда в детстве. Теперь этого здания нет - его снесли за ненадобностью. И вот недавно рухнул под зубьями экскаваторов второй дом Фанталовых.
- Его ломали 2 года, - рассказывает местная жительница Ирина СТАРОВА, - дом поддавался с трудом. В груде камней его основания мы нашли камень, датированный 1889 годом. Видимо, это год основания. Оставили его у себя как память, хотя на раритетный камень уже нашлись покупатели.
- Когда дом уже был расселён и пустовал в ожидании сноса, - вспоминает наследница рода Фанталовых Татьяна СИВАНЬКОВА, - я ходила туда. Разглядывала балясины на деревянной лестнице, ведущей на второй этаж, голубые изразцы на огромной печке, высокие потолки с пилястрами и вспоминала рассказы мамы, когда-то жившей в этом доме….
Родительское слово твёрдое
В семье Натальи Васильевны и Ильи Ивановича Фанталовых было четверо детей - Елизавета, Михаил, Анна и Леонид. Мать была женщиной строгой, в строгости воспитывала и детей. Когда Елизавета подросла, ей стал симпатизировать Иван Михайлович Губкин, тогда ещё никому не известный студент. Это потом он станет русским и советским учёным-геологом, основателем советской нефтяной геологии, а тогда был просто студентом. За него Лизу не отдали, выдали за более родовитого жениха. А вот Михаил (дед Татьяны Ивановны) родительского совета не послушался и из множества претенденток (был он парнем видным) выбрал девушку с Орловщины, работавшую в гувернантках. Рассчитывал, что со временем отец с матерью признают сноху-простолюдинку, но родительское слово было твёрдым - молодых от дома отлучили. И начались их скитания по стране. Главу семьи направили работать на Китайско-Восточную железную дорогу. Потом в другие места. В семье родилось трое детей. Михаилу Ильичу пришлось отправить семью к родственникам жены. Но там случилось страшное, его супруга умерла от разразившейся в те времена «испанки» - пандемии гриппа, самой страшной за всю историю человечества. Шел 1919 год. Молодой вдовец с тремя детьми вернулся в родительское гнездо. Но отверженного сына и его детей в доме приняли не очень ласково - родительское слово твёрдое и обратного хода не имеет.
- Мама рассказывала - вспоминает Татьяна Ивановна, - как бабка заставляла нелюбимую пятилетнюю внучку мыть пол и постоянно тыкала клюкой под кровать: «Дальше, мой, дальше».
Любимыми их внуки так и не стали, но между тем сами Илья Иванович и Наталья Васильевна Фанталовы прожили долгую и, наверное, счастливую жизнь. Иначе как объяснить, что они умерли в один день с разницей в несколько часов, когда им было 104 и 105 лет. Эта история очень похожа на то, как завершили свой жизненный путь легендарные Петр и Феврония Муромские. Схожие с ними сюжетные линии были и в семейной жизни их нелюбимой внучки Веры. Она была счастлива в браке и жила в Москве, но машина репрессий 1937 года никого не оставляла без внимания. Её партийному супругу указали на купеческое прошлое жены и предложили - выбирай: жена или партия. Как когда-то князю Петру муромские бояре предложили выбирать между княжеством и женой. Пётр тогда выбрал Февронию, а муж Веры Михайловны - партию. Правда, судьба все равно свела их вместе, из столицы они переехали в Муром.
К тому времени стариков Фанталовых уже не было в живых. В доме жил один Михаил Ильич, так и не женившийся второй раз. По словам его внучки, он очень долго работал бухгалтером на муромском крахмало-декстриновом комбинате и считался большим знатоком своего дела. Но, несмотря на не самую мужественную профессию, был человеком крепким, здоровым, до самой старости купался в Оке от ледохода до ледостава, пугая местных жителей таким своеобразием. В его биографии не было ничего антигосударственного, но он понимал, что купеческое прошлое может сыграть для него плохую роль в период репрессий. Он тогда жил один в огромном родительском доме. Спасительное решение пришло само собой - построил себе рядом маленький домик, отдав государству родовое гнездо. Тогда был только что построен муромский фанерный комбинат. Рабочие на него ехали отовсюду, им нужно было жильё. В бывший особняк заселилось сразу 11 семей.
Пока память жива
Дети Фанталовых разъехались кто куда, были в роду учителя, военные, учёные, но по купеческой линии никто из них не пошёл. А вот сами Фанталовы внесли свой вклад в жизнь города. У Ильи Ивановича было 2 парохода «Михаил» и «Муром», принадлежавшие пароходству Сухарева-Фанталова и Товариществу И.И. Фанталова, снабжавших хлебом и зерном всю округу. Оба эти судна фрахтовались у фанталовской пристани.
Улица Приокская сегодня наезжена туристами как дорога к месту расположения бывшей избы Ильи Муромского. Места здесь красивые, для туристов привлекательные, может быть, стоило подумать и о том, чтобы сделать где-нибудь музей муромского купечества. Ведь в Карачарове, куда едут со всей страны и из-за рубежа, до сих пор нет ни одного музея, выставки или другого привлекательного для туристов объекта (кроме сувенирных лавок и родника). И местные жители готовы помочь в этом. Пока ещё