Примерное время чтения: 10 минут
38

Елена Мирошниченко рассказала всю правду о солдатских матерях

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. 'Владимир-АиФ' 14/03/2012
Фото: vlad.aif.ru

Сегодня мы беседуем с Еленой Мирошниченко, председателем Комитета солдатских матерей Владимирской области.

На работу привёл сын

- «АиФ-Владимир»: Елена Фёдоровна, как вы попали в Комитет солдатских матерей?

-Елена Мирошниченко: В декабре 1994 года старшего сына призвали в армию. Он попал в пограничные войска в Калининградскую область. Ещё до присяги я получила от него письмо: их уже предупредили, что после «учебки» они будут переброшены на Северный Кавказ. Уже было известно о начинающейся войне. Кроме того, из писем я поняла, что в части есть дедовщина. Хотя сын напрямую никогда не жаловался. Я очень переживала за сына. Однажды мне назвали адрес Комитета солдатских матерей на ул. В. Дуброва. Вот так я попала туда впервые.

- «АиФ-Владимир»: С каким вопросом вы туда обратились?

- Е.М.: Я очень беспокоилась за сына. Из писем я понимала, что новобранцам приходится тяжело. Они ещё не огляделись, только-только прибыли, толком не перезнакомились. Можно сказать, ещё в лицо друг друга толком не знали, а их «деды» уже называли «стукачами», оскорбляли. Я давно пришла к выводу, что людям, которые носят автоматы и заняты по-настоящему военным делом, некогда заниматься дурью: после тренировок и учений им только добраться до койки и уснуть. А дурью, на мой взгляд, маются те, кто не имеет доступа к оружию, к настоящей армейской службе: хлеборезы, хлебопеки, каптёрщики и т.п. Эти специальности, безусловно, тоже нужны армии, но по статистике, чаще всего именно служащие этих специальностей становятся участниками и зачинщиками «неуставных отношений».

- «АиФ-Владимир»: Вам там помогли?

- Е.М.: Ну, по тем временам мне сказали, что ни в коем случае нельзя обращаться к командиру воинской части – сыну будет только хуже. Я пошла к военкому Ленинского района Валерию Широкову. Он был возмущен: если в элитных пограничных войсках творится такое, что же делается в других частях? И сам написал письмо в прокуратуру Северо-Западного военного округа. И я решила не останавливаться и поехала в часть, где служил сын. Командир воинской части, ветеран военных действий в Афганистане, выслушал меня с пониманием. В части стали наводить порядок. На прощание он сказал мне: «Правильно, что приехали. Нормальный командир никогда не будет мстить солдату за то, что тот поделился своими невзгодами с матерью».

Настоящий штаб

- «АиФ-Владимир»: А вы вернулись в Комитет?

- Е.М.: Да, сначала просто рассказать о результатах поездки к сыну в часть. Потом выполнила несколько разовых поручений, потом стала бывать чаще. В 1995 году, когда начали привозить первые гробы из Закавказья, в Комитет стали обращаться мамы погибших солдат. И он превратился в настоящий штаб: шум, телефонные звонки, розыски пропавших без вести. Тогда Комитет начал проводить панихиды по погибшим ребятам. Каждый день - дежурства чётко по графику. И всё это на общественных началах.

В 1998 году я стала председателем Комитета. После консультации в Управлении юстиции мы перерегистрировали организацию под прежним названием, создали отделения по всей области. Теперь, к сожалению, некоторые из них перестали работать. Некоторых из прекрасных женщин-руководителей, много лет проработавших в комитете, например в Коврове, Кольчугино, уже, к огромному сожалению, нет с нами. Они были первыми, кто возглавил местные отделения. А те, кто помоложе, это «знамя» поднимать не хотят. Но, во всяком случае, я бесконечно благодарна всем тем, кто добровольно работал и работает в Комитете. Все они выполняют многочисленные обязанности, горят душой, болеют, переживают, радуются и плачут вместе с нами.

- «АиФ-Владимир»: Молодёжь интересует ваша деятельность?

- Е.М.: Возможно, интересует. Но, когда узнают, что мы, естественно, работаем без зарплаты, с нулевым финансированием, отказываются. Раньше можно было найти спонсоров, сейчас их нет. Спасибо, что администрация Владимирской области помогла нам с помещением на ул. Луначарского, д.3. ком. 119.

География для помощи не важна

- «АиФ-Владимир»: Вы рассказали свою историю о том, как попали в Комитет солдатских матерей. А тех женщин, которые работают вместе с вами, тоже «привели» дети?

- Е.М.: Конечно. Людмила Григорьевна Юганкина, Ангелина Максимовна Русакова, Евгения Григорьевна Симонова, Лидия Ивановна Тюленева – всех «привели» сыновья. 

- «АиФ-Владимир»: А чем вы конкретно занимаетесь, с утра до вечера?

- Е.М.: У нас и допризывная и призывная молодёжь, военнослужащие срочной службы. Помогаем и офицерам: выплаты, жильё, положенное по закону. В Уставе есть и скорбная строка: работа с родителями погибших военнослужащих. Сейчас у нас на учёте очень большое количество ребят с различными заболеваниями. Например, призвали молодого человека недавно с диагнозом: гипертония. С ноября почти постоянно находится в госпиталях – давление 180. Пришла его жена с маленьким ребёнком: с 23 ноября на карточку не поступают деньги. Пришлось связываться с заместителем командира части по работе с личным составом. Он вскоре перезвонил, сообщил, что карточку на получение денег выдали. Я считаю: забрали кормильца из семьи, извольте выполнять свои обязательства перед семьёй! Почему жена должна ходить месяцами, обивать пороги, просить положенное по закону?

- «АиФ-Владимир»: К вам обращаются мамы нашего региона?

- Е.М.: Не только. Звонят со всей страны. В Интернете есть наш сайт, где указан мой номер телефона. Поэтому могут позвонить, к примеру, в 3 часа ночи из Владивостока. Недавно помогали маме из Челябинска. Сын служит в Коврове – проблемы со здоровьем. Недавно обратилась мама погибшего солдата из Белгородской области. Позвонила, рассказала, что давно не получает деньги за погибшего сына, а по новому закону они ей положены. Я подсказала ей, к кому можно обратиться, какие документы собрать. Сегодня перезвонила ей - всё у неё в порядке. Мы не отказываем никому, стараемся сделать всё, что в наших силах. Был и такой случай: позвонила мама, рассказала, что ее сын учился в Политехе, сейчас в армии, есть проблемы. Приглашаю её на Луначарского на встречу.

- Знаете, как доехать,- спрашиваю. – Это в Заречном районе? – В каком Заречном? Просто спуститесь по Гагарина вниз и найдёте.- Там нет улицы Гагарина. - А где вы живёте? - В Туле!- А я во Владимире!

Хочу в отпуск!

- «АиФ-Владимир»: А какие судьбы запомнились больше всего?

- Е.М.: Их очень много. Они все проходят через душу и сердце. Но не всегда обращаются за помощью те, кто действительно в ней нуждается. Есть и вруны, и желающие откосить, и трусы, и другие. Перед Новым годом ко мне обратились родители солдата из Коврова. Единственный сын в семье. Попал служить в Подмосковье, в очень хорошие войска. Заболел, попал в госпиталь и …оттуда сбежал домой. Чтобы его строго не наказали, мама обратилась ко мне. Я с ним ездила в военную прокуратуру, к следователям, по разным инстанциям, чтобы парня вернули в часть и не посадили, грубо говоря, за самовольное оставление части. «Почему ты сбежал?»-спрашиваю. -Мне не понравилось в госпитале, я там лежал в коридоре…» Короче, удалось устроить его в другую воинскую часть дослуживать. Мальчик звонит: «Попросите, чтобы мне дали ещё недели две отпуска. Я Новый год хочу дома провести…» Вот такие бывают случаи.

Буду служить!

- «АиФ-Владимир»: Ну, а кто вспоминается со знаком «плюс»?

- Е.М.: Конечно же, таких большинство. Например, Анатолий из Владимира (фамилии всех ребят есть, но называть их не буду). Он - единственный наследник в семье в полном смысле этого слова. Родители погибли давно, воспитывали его бабушка со своей сестрой. Призвали во Внутренние войска в г. Новоуральск. Но парню, видимо, не подошёл уральский климат: постоянные болезни, госпитали. Но его не могли комиссовать – не было достаточных оснований. И парень хотел служить. При помощи Сергея Степановича Топчего, генерала-лейтенанта Внутренних войск, я обращалась к лечащему врачу, начальнику медицинской службы, командиру части, округа. Толю перевели во Владимир. Дослуживал он в Добром, тоже в ВВ. Дослужил прекрасно и даже хотел продолжить службу по контракту. Недавно позвонила его бабушка и рассказала, что он учится в университете, женился и воспитывает 10-месячного сына.

- «АиФ-Владимир»: А второй ваш сын служил?

- Е.М.: Конечно, тоже в погранвойсках, но на море. И внука, Бог даст, провожу. Для мужчины служба в армии – святая обязанность.

- «АиФ-Владимир»: А что скажете ему, расставаясь перед службой?

- Е.М.: Я каждый год провожаю наших ребят в армию и читаю им стихотворение, которое сочинила своим сыновьям.

Мой сынок, дорогой!

повторять не устану:

напиши письмецо,

ждёт его твоя мама.

Буду ждать я тебя,

милый мой, не старея.

Только ты приходи,

приходи поскорее.

Досье

Елена Фёдоровна Мирошниченко родилась в 1950 году в Новочеркасске Ростовской области. Закончила Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт по специальности инженер-гидротехник. В 1973 году по направлению приехала в г. Владимир. Работала по специальности инженером по проектированию и эксплуатации объектов мелиорации водного хозяйства. Замужем. Двое сыновей, внук, внучка. Председатель Общественной организа-

ции «Комитет солдатских матерей Владимирской области» с 1998 года, член Комиссии попомилованию.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах