Примерное время чтения: 13 минут
426

Орнитолог из Мещеры изучает природу на ее территории

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. 'АиФ-Владимир' 03/10/2012
Фото: АИФ

Наверное, можно от души позавидовать людям, для которых главное увлечение в жизни стало профессией. Один из них – Юрий БЫКОВ, орнитолог из Гусь-Хрустального. Еще в детстве проявлявший живой интерес к загадочному птичьему миру, он сегодня знает об этом мире многое, о чем даже не подозревают другие. Но – обо всем по порядку.

От увлечения до профессии

- "АиФ-Владимир": - Как получилось, что вы выбрали столь необычную профессию?

- Юрий Быков:– Меня с детства интересовали птицы, причем – не что находится у них внутри, а – почему они ведут себя так, а не иначе; их пение, привычки гнездования и все остальное – ничего интереснее вокруг я не видел. Хотя – нет, вначале интересовали бабочки, но интерес к птицам победил быстро. 

- "АиФ-Владимир": Может быть, вы жили в доме у леса?

- Ю.Б.: Жили в обычной пятиэтажке на окраине города, где родители получили квартиру, приехав в Гусь-Хрустальный по распределению. Правда, лес был близко, и я часто бывал там. Родители терпимо относились к тому, что я приносил домой то ежика, то птичку. А во дворе, в лесу любил наблюдать, как ведут себя птицы, чем отличаются привычки одного вида от другого, кто улетает на зиму, кто – нет, а кто вообще предпочитает зимовать в наших краях.

Подрастая, я всегда старался выбрать тот вид отдыха, который позволяет наблюдать за птицами.

После 7-8 класса устраивался на лето работать; на заработанные деньги купил свой первый бинокль для наблюдения за птицами, первый рюкзак. Бинокль, кстати, до сих пор использую.

Привычку отдыхать наблюдая сохранил до сих пор. Приезжал в отпуск в Окский заповедник, сплавлялся на лодке по реке Пре.

- "АиФ-Владимир": Как же получилось, что поступать в вуз вы решили по другому профилю? 

- Ю.Б.Дело в том, что «другой профиль» мне тоже интересен. Я закончил Владимирский политех, получив диплом инженера-энергетика, и стал работать по этой специальности. Но, проводя каждый свободный день на природе, часто общался со специалистами заповедников, в том числе и Национального парка «Мещера». Надумал даже получать второе высшее образование, когда в 2001 г. предложили работать по «птичьему» профилю. Но мне сказали, что тех знаний, которые я накопил, изучая пернатых в природе и читая специальную литературу, вполне достаточно. Позже научный отдел в Национальном парке прикрыли. А в 2003 г. открыли вновь, и замдиректора по науке З.Н. ДРОЗДОВА позвала меня на работу.

- "АиФ-Владимир": И вы окончательно сменили профессию?

- Ю.Б.Не совсем: моя основная работа – инженер на кварцевом заводе, а в НП «Мещера» я работаю на полставки научным сотрудником. А проводить свободное время на природе я привык, и не работая орнитологом. 

Наблюдения

- "АиФ-Владимир": Расскажите, пожалуйста, о своих наблюдениях за последнее время.

- Ю.Б.Фактически каждый полевой выход приносит что-то новое. Ведем и отлов птиц (но потом обязательно отпускаем), наблюдаем их в бинокль, изучаем по гнездам. В этом году у нас на территории НП обнаружен кулик-ходулочник, которого прежде здесь не видели. Ранее его наблюдали в соседней Рязанской области. 

- "АиФ-Владимир":  А почему его так называют? 

- Ю.Б.: У него длинные, тонкие ноги, из-за чего он кажется очень высоким, шагающим, словно на ходулях. 

- "АиФ-Владимир": Говорят, в регионе давно не видели свиристелей?

- Ю.Б.: Пожалуй, это ошибочное мнение. Эти красивые птицы нигде не гнездятся массово. Направление их перемещения зависит от кормовых условий. Но в послегнездовой период кочуют в поисках корма, объединяясь в стаи от 50 до тысячи особей. Причем непонятны причины их объединения в стаи: эта проблема – одна из изучаемых. Свиристели любят рябину, объедая ее фактически полностью. При хорошем урожае рябины их прилетает масса, и далеко они не улетают. Однако когда в 2010 году прошел ледяной дождь и ягоды рябины обледенели, свиристели покинули наши края.

- "АиФ-Владимир": Бывает ли так, что во время ваших полевых выходов к вам обращаются люди за советом? 

- Ю.Б.: Случается, и я всегда готов подсказать, помочь по мере возможностей. Нередко приносят птенца «выпавшего» из гнезда. Всегда предупреждаю: обнаружили такого птенчика — лучше побыстрее покинуть это место. Детям кажется, что поднять птенчика – значит спасти его, а ведь мать может увести оставшийся выводок, если один из птенцов попал в руки человека, и тогда его судьба почти предрешена. Нам только кажется, что птенец брошен, на самом деле родители его не бросили и продолжают кормить.

Во время моих полевых выходов не только ко мне обращаются местные жители, но я черпаю от них информацию, ценность которой вне сомнений. Как-то, например, я услышал, что клесты ковыряют клювами стену из красного кирпича. Причем житель деревни, рассказавший это, уверял, что наблюдает такое не первый год. Честно говоря, я вначале отнесся к этой информации недоверчиво. Но потом подобное рассказал другой человек, позже увидел сам. И понял: это явление объясняется, очевидно, тем, что в организме птицы не хватает чего-то, необходимого ей для пищеварения. Вот она и находит то, что ей нужно, ведь птицы – зерноядные. Глухарь питается сосновой хвоей, рябчик употребляет в пищу березовые «сережки», и осенью можно наблюдать, как они на песчаной дороге выбирают мелкие камешки, которые остаются у них в желудке непереваренными, но, очевидно, играют свою роль для перетирания грубой пищи.

Поэтому мы на территории Национального парка устраиваем не только кормушки, но и галечники.

- "АиФ-Владимир": Кормушки помогают птицам выжить? 

- Ю.Б.: Безусловно. Но не только в этом их значимость. С их помощью мы отслеживаем перемещения птиц, их привычки. Например, утром птица поела с кормушки, расположенной в пригородном парке, днем отметилась в городе, вечером опять вернулась в парк.

- "АиФ-Владимир": Как же можно их различить на расстоянии? 

- Ю.Б.: С помощью колец, которыми помечается птица. Кольцевание начали практиковать немцы на Куршской косе, недалеко от Кенигсберга – нынешнего нашего Калининграда. А придумал этот метод учитель из Европы. Кстати, наблюдения за птицами для многих жителей европейских стран стали любимым занятием. Их сообщения во многом помогают специалистам. У нас в России кольцевание применяется с 20-х годов. На кольце, надетом птице на лапу, указаны серия, номер, а также страна, производящая кольцевание. Сейчас нередко практикуется цветное мечение. Специалист или любитель, наблюдая птицу в бинокль, может судить о том, откуда она прилетела, и сообщить о ее передвижении. Так, например, мы узнали, что окольцованная нами большая синица спустя 6 месяцев побывала в Польше. Многие ведь не подозревают, что они так далеко летают!

Юрий Быков: "Окольцованная нами большая синица спустя полгода побывала в Польше"./Фото:АиФ

Превратности профессии

- "АиФ-Владимир": Ваши полевые выходы осуществляются группами? Пешком?

- Ю.Б.: Нет, чаще всего – в одиночку. В основном пешком, зимой – на лыжах. Ночую в палатке, а при весеннем учете сов вообще стелю пластиковый коврик и ночую на нем в спальном мешке.

- "АиФ-Владимир": Не страшно? Вдруг зверь в лесу нападет? Да и люди бывают разные.

 - Ю.Б.Никогда ничего такого не было за десятилетия работы. Людей, если есть сомнения в их адекватности, можно обойти. Дикий зверь первым уходит, почуяв человека. Волки пугливы и осторожны. Бывает, просыпаюсь после ночевки в палатке – вокруг кабаньи следы. Ведь я – на их территории. Как-то слышал ночью – рыси кричали: звуки похожи на смесь кошачьего крика с волчьим. 

- "АиФ-Владимир": А если все же нападет зверь, что будете делать?

 - Ю.Б.: Напасть может разве что раненый кабан-секач. Бешеная лиса может укусить; основными носителями бешенства у нас могут быть лиса или енотовидная собака. При какой-либо опасности, в крайнем случае, на дерево залезу. Но сейчас доводится иногда ночевать при полевых выходах и в каком-либо из специально построенных домиков: например, когда выезжаю на кольцевание птиц.

- "АиФ-Владимир":  Вы их таким образом помечаете. А они вас? 

 - Ю.Б.:  Бывает, конечно. Но я отношусь к этому философски: вытер салфеткой – вот и все. Тем более, что хожу в лес в рабочей одежде. Кроме того, интересно, что у некоторых птиц это – защитная реакция.

Да и вообще – говорят, это к счастью!

Досье

Юрий Быков родился в 1973 г. в Гусь-Хрустальном; здесь же закончил школу, затем – политехнический университет во Владимире. Работает в Национальном парке «Мещера» уже 10 лет научным сотрудником. Холост.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах