Примерное время чтения: 9 минут
241

Судебные приставы внушают должникам суеверный ужас

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. 'АиФ-Владимир' 18/07/2012
Елена Денисова: «Судебным приставом мечтала стать со студен- ческой скамьи»/Фото: АиФ

- «АиФ-Владимир»: Елена Алексеевна, о вас коллеги говорят, что вы «сами себя сделали» в этой профессии. Как вы это объясните?

- Елена Денисва: Наверное, они имеют в виду, что я пришла в эту службу еще студенткой-заочницей на техническую должность – оператором копировальных и множительных машин в канцелярии. Мечтала стать приставом еще с той поры, как проходила практику в колледже: довелось участвовать в исполнении судебного решения. Я была понятой при описи и аресте имущества. На меня происходящее произвело тогда большое впечатление.

- «АиФ-Владимир»: Интересно, чем? Ведь исполнение судебных решений, очевидно, - дело достаточно тяжелое.

- Е.Д.:Тем важнее грамотное отношение к порученному исполнителей. В тот раз, как я поняла позже, отношение приставов было именно таким, поэтому сложное дело было сделано без особых проблем. Хотя как для людей, которых касалось это решение, так и для самих приставов процедура все равно была нелегкой в психологическом плане. Делили имущество бывшие родные, и нетрудно себе представить, каково даже со стороны наблюдать это.

- «АиФ-Владимир»: Тем не менее, вам захотелось трудиться в этой сфере?

- Е.Д.: Я поняла, как много зависит от людей, которым доверено исполнение судебных решений. Зависит не в плане - выполнить или нет, а в плане отношения. Ведь оно должно быть максимально тактичным и в то же время – максимально настойчивым, чтобы не растягивать процесс, мало приятный как для приставов и судов, так и для самих граждан.

Просилась в приставы, и через полгода меня назначили на эту должность. За 4 года работы в этом качестве многое пришлось повидать.

- «АиФ-Владимир»: Например?

Дети плачут, взрослые ругаются

- Е.Д.: Во-первых, далеко не каждое судебное решение удается выполнить быстро. Иной раз дело затягивается настолько, что вновь проводятся судебные заседания, в том числе и по фактам, когда граждане препятствуют исполнению судебных решений. Был случай, когда исполнение было растянуто на 7 лет! Растягивают всеми силами граждане исполнение решений по имущественным спорам. Очень тяжело исполнять судебные решения, когда речь идет о семьях с детьми. Помню, пришли как-то выселять такую семью, а они только сели обедать. Хозяйка просит: «Подождите, я хоть детей накормлю». Подождали, конечно. Но откладывать выселение без уважительных причин мы не вправе.

- «АиФ-Владимир»: А при их наличии?

- Е.Д.: Доводилось как-то исполнять решение о выселении семьи с маленькими детьми. А дело было зимой, и идти этой семье было некуда. Мы рекомендовали обратиться в суд. И суд пошел навстречу, приняв решение отложить исполнение до теплого сезона.

- «АиФ-Владимир»: В теплый сезон выдворить семью с малышами на улицу…

- Е.Д.: Очень жалко, согласна. Но, во-первых, мы обязаны выполнять возложенные на нас законодательством функции – не до эмоций! Во-вторых, мы ведь не знаем всех обстоятельств дел, по которым исполняем решения – их рассматривает суд. А нередко граждане считают, что за детьми, за их слезами можно спрятаться от любых своих обязательств. 

- «АиФ-Владимир»: Как чувствует себя пристав, выполняя эту работу?

- Е.Д.: Морально очень тяжело. Приходишь домой, умоешься – словно смоешь с себя весь негатив, накопленный за день. Стараюсь, чтобы близкие не страдали от стрессов, которые испытываю по работе. Хотя родители все равно видят, что мне непросто, и уговаривают поменять работу. Но ведь надо кому-то нести и этот груз.

А приходится то выселять семью, которая перебралась из щитового домика в квартиру, потому что сделка признана недействительной, то объяснять порядок нашей работы человеку, который пришел с просьбой отложить выселение по судебному решению, пока он доделает дом. Очень непросто исполнять решения по делам, связанным с изъятием, передачей детей; а также - с правами на ребенка. В значительной степени - и потому, что в законодательстве на этот счет имеются существенные пробелы. Например, ребенок живет с одним из родителей, а другой имеет право видеться с ним. Кто должен привести ребенка на встречу с отцом или матерью, кто - увести? Вроде бы мелочь, однако отсутствие законодательного регламентирования порядка встреч зачастую осложняет работу пристава: не все родители готовы по-доброму договориться друг с другом.

- «АиФ-Владимир»: Удается ли, на ваш взгляд, уберечь самого ребенка от негативных впечатлений в таких случаях? 

- Е.Д.: Нередко дети уже настолько замучены конфликтами родителей, что не хотят видеть ни того, ни другого. Если бы для всех интересы детей были на первом плане, до этого бы - я уверена - дело не доходило. 

- «АиФ-Владимир»: Вам ведь приходится иметь дело и с неблагополучными семьями…

- Е.Д.: Да, это тоже непросто. В нашей среде ходит то ли легенда, то ли быль, как женщине-приставу пришлось переодеться и под видом соседки стучаться в такую семью: «Дуся, ты меня топишь!», чтобы открыли дверь. И на самом деле, практически у каждого пристава были случаи, когда просто не открывали, по-детски надеясь, что таким образом удастся избежать описи или изъятия имущества. В моей практике было, что должник по коммунальным платежам при появлении приставов схватил DVD и выпрыгнул из окна третьего этажа в снег. Бывает – начинают разбивать имущество, подлежащее изъятию. 

От души жаль пенсионеров, которые нередко в пьющих семьях оказываются единственными имеющими какие-то доходы: у них с пенсий списываются по решению суда долги по коммунальным платежам за всех проживающих в квартире. Приходит такая бабушка и просит: «Нельзя ли списывать не 50%, а 15, а то мне на лекарство не хватает?»

- «АиФ-Владимир»: Были ли случаи, чтобы на вас нападали? 

- Е.Д.: Нет, хотя обзывают и проклинают довольно часто. В проблемные семьи обычно приставы идут с участковым инспектором полиции. Да и с другими бывает всякое. Однажды, например, приставы пришли на работу к должнику – врачу. А он, попросив извинения – якобы надо ненадолго отлучиться, - запер их в кабинете. Пришлось в окно кричать, чтобы открыли. 

Зато как бывает приятно слышать редкие слова благодарности!

Несовершенство законов ощущают на себе

- «АиФ-Владимир»: С точки зрения практика правоприменения - насколько отвечает реалиям наше законодательство?

- Е.Д.: Чудеса изобретательности проявляют алиментщики, уклоняясь от содержания своих детей, благо – законодательство в этом плане пока далеко от совершенства. Как-то пришлось, например, арестовывать картины художника прямо на выставке: долг ребенку надо было гасить. А бывает, в отместку за алименты при достижении ребенком совершеннолетия отец начинает взыскивать с него. Есть категория населения, которая живет, беря в долг у знакомых. Занял у 30 человек – и ничего не сделаешь, если своего имущества у ловкача нет: законодательством предусмотрен порядок, подразумевающий его наличие. 

Вряд ли можно считать рычагом воздействия исправительные работы: никому еще не дали срок за уклонение от них. Если человек не хочет работать - его не заставишь, даже в исправительном учреждении такие не трудятся и не выплачивают свои долги. А статьи о тунеядстве у нас, к сожалению, нет.

- «АиФ-Владимир»: Насколько действенный рычаг - ограничение права на выезд? 

- Е.Д.: Хорошо, что введено такое положение. Но есть масса людей, которым это не нужно. Существенные проблемы возникли у нас и с изменением системы медстрахования: полномочия по ведению реестра со страховщиков сняли, и теперь нам сложно узнать, где работает должник. Да и вообще рычагов исполнения гораздо меньше, чем возможностей уклониться от реализации требований закона. Мало того, мы еще и сами нередко становимся ответчиками в судах: не так описали, не то арестовали; граждане пытаются доказать в суде, что арестованное имущество приобрел не он, а кто-то из членов семьи, и т.д.

- «АиФ-Владимир»: Несколько слов о коллегах: почему приставы в основном женщины?

- Е.Д.: У нас во Фрунзенском отделе - только женщины. Есть люди, работающие по 20 лет, есть наставники, которые помогли профессиональному становлению ряда более молодых коллег. Возможно, причина в заработке: не всех мужчин устроит зарплата не более 14 тыс. руб. А может быть, дело в том, что женщины от природы более терпеливы, более склонны к перенесению моральных нагрузок, серьезного объема работы. Сложность еще в том, что с каждым годом возникают дополнительные функции при тех же штатах и заработках. Так, с конца прошлого года мы сами рассматриваем административные дела, накладываем штрафы в пределах своих полномочий. 

- «АиФ-Владимир»: Случалось ли, чтобы у женщины-пристава завязался роман с кем-то из граждан, с которыми имеете дело по работе? 

- Е.Д.: Порой кто-либо из «клиентов» приходит с цветами, пытаясь «подружиться» с приставом. Но нас на это не купишь: выполним, что положено. Одна из коллег, правда, вышла замуж за представителя юридического лица – в отношении этого юрлица она занималась исполнением судебного решения. Но работа выполнена – это главное. 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах