148

Не рублем единым. Что открылось за табличкой на здании

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. "АиФ-Владимир" 22/05/2013
Фото: АИФ

На базе музея была создана экспозиция «Памяти Героев – будем достойны!», которая посвящена патриотической тематике; школе же присвоено звание Героя Советского Союза, летчика Евгения ПИЧУГИНА.

О пройденном для этого пути, а также о том, можно ли, работая с детьми, ограничить свой труд только тем, что оплачивается, накануне Всемирного Дня музеев наш корреспондент расспросил учительницу информатики и ИКТ школы №41 г. Владимира Марину Сизову.

АиФ: - Прежде всего, как-то не вяжется информатика с героическими страницами летописи Великой Отечественной войны…

М.С.: - Нас к этому привела цепочка случайностей. Готовясь получить высшую категорию, я разрабатывала проект «Повышение мотивации учащихся к изучению предмета информатики через музейную деятельность». Как тут не прийти к выводу, что информатика, зародившись сравнительно недавно, движется вперед столь стремительно, что вчерашние новинки сегодня уже – история? Вот я и решила создать небольшой музей истории и развития вычислительной техники в школе. Экспонаты собирали общими усилиями: ученики проявили активность, знакомые делились, чем могли.

Каждый ли видел, например, деревянную компьютерную мышь? А у нас в музее она есть. Есть и счетные машинки, первые флешки, которые сегодня стали раритетами. Но ведь еще не так давно практически на любом владимирском предприятии можно было увидеть, к примеру, арифмометры. Многие сегодня и не вспомнят, как производить вычисления с помощью логарифмической линейки, которая тоже есть в нашем музее.

Фото Людмилы Потребиной

А главное, ученики сознают, что сегодня в их распоряжении – гораздо более «продвинутая», как они говорят, техника. И занимаются с интересом. К нам приходят на экскурсии; помогают экспонаты выставки и в работе курсов, которые я проводила по линии ВИПКРО (Владимирский институт повышения квалификации работников образования). Наш музей даже был паспортизирован Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения.

От техники – к патриотизму

АиФ: - Как в музее появилась военно-патриотическая экспозиция?

М.С.: - Наша школа находится на пересечении двух улиц: Разина и Пичугина, и фасад одного из зданий отмечен мемориальной доской в честь уроженца Владимира – Героя Советского Союза Евгения Ивановича Пичугина. Учащиеся не раз задавали вопрос: «А кто такой Пичугин? Какой подвиг он совершил?». А однажды на адрес школы пришло письмо из села Шумашь Рязанской области, где родился и рос Женя.

Во Владимире установят мемориальную доску летчику Пичугину >>>

В этом письме к нам обратились ребята из детской организации «Сверстники» с просьбой помочь им в оформлении музейного уголка в сельской школе. Ведь большая часть короткой жизни героя прошла во Владимире. Мы стали собирать материалы о нем и узнали, что Женя Пичугин учился здесь в средней железнодорожной школе №4; там была музейная комната, посвящённая Пичугину, а пионерская дружина носила его имя. Увы, сейчас этой школы нет, а материалы о герое были переданы в фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника. По нашей просьбе сотрудники музея передали нам архивные копии бесценных документов о жизни Евгения Пичугина для будущей экспозиции. Мы узнали, что Женя хорошо учился, посещал школьный театральный кружок, был хорошим товарищем и очень любил самолёты, небо. После окончания школы он поступил в Оренбургское военно-авиационное училище. В годы войны его часть охраняла подступы к Москве со стороны Калинина. В одном из воздушных боев Пичугин вдруг понял, что боеприпасы кончились. И он пошел на таран вражеского самолета…

Мы побывали вместе с учениками на месте гибели Пичугина - в Твери, в районе Пролетарки, возложили цветы к его могиле на воинском мемориальном захоронении близ поселка Мигалово. Привезли с собой туда и капсулу владимирской земли.

Нашли родных героя

Изучая историю жизни героя, выяснили, что он был одним из 5 детей в семье. Даже нашли свидетелей его детской влюбленности в девочку, с которой Женя вместе занимался в театральном кружке. Удалось разыскать родных героя: во Владимире живут его внучатые племянницы, другие родственники – в Санкт-Петербурге, а брат Сергей живет в подмосковном Жуковском. Созвонившись с ними, мы пригласили их в нашу школу. Составили родословную семьи Пичугиных. В дар музею были переданы документы из семейного архива, который в своё время собирали родители Евгения Пичугина. Владимирский авиационный отряд (войсковая часть 77101) предоставил нашему музею подлинные приборы систем управления самолётами, ветрочеты, навигационные линейки, штурвалы, полётную обувь, очки, полётные шлемофоны, картодержатели и другие бесценные экспонаты.

Настоящей наградой для нас стало присвоение школе в сентябре прошлого года имени Пичугина. Так что мы не только ответили на письмо школьников из родного села героя – по нашим материалам о Евгении Ивановиче можно изучать историю его жизни. Особенно близко к сердцу ребята воспринимают то, что погиб он, будучи не намного старше их: младшему лейтенанту Пичугину было всего-навсего 20 лет…

АиФ: - Наверное, воспитательное воздействие поисков и изучения собранного материала не менее важно, чем само создание экспозиции?

М.С.: - Расскажу такой случай: как-то подходит ко мне бабушка одного из младшеклассников нашей школы, благодарит. Я сначала не поняла, за что. Оказывается, они гуляли на площади Победы, читали имена героев-владимирцев на мемориальных досках. Когда прочли имя Пичугина, ее внук стал взволнованно рассказывать о нем: «Бабушка, ты знаешь, что ему было всего 20 лет? Что он с детства мечтал стать летчиком?» Ведь через наш музей прошли все учащиеся школы (от начального звена до старшего). К нам на экскурсии приходят учащиеся из других школ, даже из детских садов. Наши школьные экскурсоводы – Настя КОШАНОВА, Оксана МИХАЛЬЧЕНКО, Аня ТЫРКИНА, Вера ДМИТРИЕВА, Ксения ДЕНИСОВА, Диана НЕРСЕСЯН. Без их помощи деятельность музея серьезно осложнилась бы.

Чтоб светились глаза

АиФ: - Часто приходится слышать, что у школьных учителей достаточно скромные заработки. Занимаясь же «непрофильной» музейной деятельностью, вы, наверное, не получаете за это денег. А ведь могли бы, наверное, затратить это время на какую-либо подработку!

М.С.: - Не могу сказать, что ничего не получаю за музей: мне доплачивают. Но в работе учителя не все можно измерять деньгами. Взять того же мальчика, который удивил бабушку рассказом о герое – ведь это дорогого стоит! Увидишь горящие глаза детворы, изучающей очередной экспонат музея – неужто будешь им объяснять, что надо зарабатывать?!

АиФ: - Музей в школе №41 Владимира известен сегодня в регионе. Какие задачи намерены решать дальше?

М.С.: - Мемориальные таблички на школе и на доме, где жил Евгений Пичугин – это хорошо. Но мне не по душе, когда в общественном транспорте объявляют остановку просто – «Улица Пичугина». Не все, наверное, знают, что улица названа в честь фронтовика, Героя Советского Союза. Думаем с ребятами над решением этой проблемы.

Сегодняшние экскурсоводы заканчивают 10-й класс; на следующий год им уже надо готовить смену. За 8 лет существования музея это будет третий набор школьных экскурсоводов.

Рады, что в нашу школу пришел учиться родственник Евгения Пичугина Богдан. Наверное, наш музей стоит пополнять именами медалистов школы, носящей имя летчика-героя. А может, кто-либо из наших ребят тоже захочет стать летчиком или просто профессиональным защитником Родины. Думаем собирать материалы и о земляках - тружениках тыла…

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах