Промышленник, общественный деятель, меценат, собиратель древностей и редкостей, основатель уникального Музея промышленности и искусства в Иваново-Вознесенске, Дмитрий Геннадьевич Бурылин родился в феврале 1852 года в Вознесенской слободе, вблизи села Иваново.
Потребовались десятилетия, чтобы власти и общественность города осознали значимость личности Бурылина для Ивановского края, уникальность собранных им коллекций.
Только в 2000 году Дмитрию Геннадьевичу было присвоено звание Почётного гражданина города Иванова, а в 2003 году - возрождён коллекционный Музей промышленности и искусства, который обрёл имя своего создателя. В сентябре 2014 года в Литературном сквере в Иванове рядом с Музеем ситца - бывшим родовым домом семьи Бурылиных - установлен памятник меценату.
Музей - это моя душа
«Музей - это моя душа, а фабрика - источник средств для жизни и его пополнения», - сказал как-то Дмитрий Геннадьевич слова, удивительно точно передающие его устремления. Страсть к коллекционированию, любовь к старинным и редким вещам определили цель его жизни - создать музей для всеобщего обозрения, для всех желающих.
Напомним, что Дмитрий Бурылин не был ни историком, ни археологом, ни этнографом и не получил никакого специального образования.
На собирание коллекций Дмитрий Геннадьевич тратил колоссальные средства. Несмотря на то, что семья часто нуждалась в деньгах, он приобретал различные редкости. А в своих завещаниях просил близких не осуждать его за это.
Книга величиной с ноготь
Поскольку ни одним иностранным языком Д.Г.Бурылин не владел, в поездках за границу его часто сопровождали дочери.
«Я неоднократно сопровождала отца в заграничные поездки и была переводчицей, так как с раннего детства изучала немецкий и французский языки и свободно ими владела, - рассказывает в своих воспоминаниях Софья Дмитриевна. - В 1907 году мы ездили в Баварию летом. В Мюнхене... посещали музеи, антикварные и букинистические магазины... Было закуплено много вещей, среди них бюст римского воина, вырезанный из слоновой кости. Также приобрели много старинных рукописных и печатных книг, и особенно памятна одна рукописная книга величиной с ноготь руки. Отец заинтересовался ею и просил меня сделать через лупу эти рисунки в увеличенном виде и перевести некоторые надписи. У антикваров было куплено большое количество образцов тканей, и мной был сделан русский перевод каждого образца с указанием года и места производства. Эти образцы наклеивались на листы картона или сшивались в книги».
Купил билет на «Титаник»
А вот что вспоминала Ксения Дмитриевна: «Отец много путешествовал по России, бывал во многих местах Европы, Азии и Африки, хотел поехать в Америку и даже купил билет на пароход «Титаник», после гибели которого оставил желание поехать в «Новый Свет», как тогда говорили. Но самой большой мечтой была поездка в Индию, Японию и Китай, в которых его очень интересовали древняя культура, религия быт и разные ритуалы. Этим объясняется собирание отцом больших коллекций различных предметов из стран Азии, которые он всю жизнь стремился пополнить новыми экспонатами.
В 1910 году он взял меня в заграничное путешествие для расширения моего кругозора и для использования в качестве личного переводчика, так как иностранных языков он не знал. В Австрии мы посетили монастырь бенедиктинцев, который помещался в старинном замке... Отец связался с хранителем библиотеки и настоятелем монастыря, попросил их выделить для своих коллекций интересные книги, и мы вышли из замка, нагруженные какими-то купленными редкостными книгами и пергаментными свитками».
Вообще, при всех дальнейших посещениях музеев отец связывался с их администрацией, знакомился с экспонатами и интересовался постановкой в них дела. По-видимому, он в то время уже крепко задумывался о постройке нового специального здания и открытии музея для всех желающих познакомиться с собранными им коллекциями. При ознакомлении с музейными вещами он был очень интересным и эрудированным гидом. Помню, как при посещении помпейских раскопок при нас был обнаружен прекрасный мраморный барельеф и как он восхищался вновь открытыми произведениями древнего искусства. В это время ему удалось приобрести несколько только что извлеченных при раскопках вещей, и я думаю, что он также приобрел и мраморную замечательную помпейскую мозаику «Чудо-петушок», представляющую собой ценное в художественном отношении произведение искусства, созданное (предположительно) во второй половине I века».