Евгений СПИРИН - профессиональный иллюзионист: «благодаря» кризису его хобби стало профессией.
Фокусы как целый мир
Елена Клинская, vlad.aif.ru: - Евгений, у вас такое необычное увлечение… А вы сами верите в волшебство? А в магию?
Евгений Спирин: - Конечно, верю. В жизни иногда происходят такие вещи и явления, которые невозможно объяснить. Не иначе, это и есть что-то сверхъестественное - волшебство или магия. Но… я не волшебник, я только учусь.
Е.К.: - Иллюзионист - это профессия или хобби?
Е.С.: - Конечно, можно заниматься фокусами как хобби, показывая их друзьям в компании и близким людям. Но, когда начинаешь выступать на сцене или на улице, развлекая незнакомых людей, строить свою собственную программу, показывая шоу, это уже становится профессией. Я бы даже сказал, что это образ жизни и целый мир, невероятно интересный, в котором можно творить всё, что угодно, и этот мир ограничен только воображением!
Мне нравится дарить людям хорошее настроение, эмоции, ловить восхищенные взгляды, удивление, восторг. Знать немного больше, чем другие, и казаться необычным человеком. Хотя некоторые считают это пустым занятием, думают, что это - не моё, что нужно работать и строить карьеру по профессии. Но это ещё больше подталкивает меня заниматься иллюзией. Со временем они поймут, что были не правы. Нужно заниматься тем, чем тебе нравится, и, если это приносит ещё и доход, то это вдвойне приятней!
Е.К.: - Почему решили стать иллюзионистом? Как пришли к этому?
Е.С.: - В городе узнали, что я занимаюсь фокусами, стали приглашать на разные мероприятия, и мне понравилось выступать перед незнакомой публикой. До этого я показывал фокусы только друзьям. Ещё и кризис сделал своё дело, меня сократили с основной работы. Всё решилось само собой, есть спрос и востребованность в этом искусстве. Я показываю фокусы, люди в восторге, мне нравится, что ещё можно желать? Я даже рад, что всё так вышло, за плохим всегда следует хорошее, нужно просто приложить усилия и добиваться в жизни того, чего хочется.
А всё началось ещё лет в 14, в школе показывал фокусы одноклассникам, мастерил незамысловатый реквизит. Но со временем учёба и работа отодвинули на второй план это увлечение. Спустя лет 10 в руки случайно попала старенькая колода карт с небольшими секретами, та самая, из детства. Что забылось, то вспомнил. Я ещё больше заинтересовался фокусами, приобрёл профессиональную колоду. Стал отрабатывать технику и ловкость рук. Нашёл соответствующую литературу, много читал и тренировался. Стали известны не только фокусы с картами, но и с другими предметами. Например, с монетками, верёвочками, купюрами, шариками. Репертуар расширился, стало ещё интересней. Немного позже случайно увидел передачу на канале «Карусель» - «Школа волшебства» с участием знаменитого питерского иллюзиониста Ильи ЛАРИОНОВА. В этой программе он обучал фокусам и давал интересные профессиональные советы. Эта передача вызвала невероятное желание овладеть этим искусством более углубленно. Стал проходить тренинги у профессиональных иллюзионистов, которые дали много полезной информации, такую, как, например, психологические приёмы, отвлечение внимания, построение программы для успешного показа.
Баловство или профессия?
Е.К.: - А близкие и друзья поддерживают вас в этом начинании?
Е.С.: - Поначалу никто не относился к этому серьёзно, баловство, да и только. Да я и сам думал, что это хобби, не подозревая, что всё так получится. Кто-то посмеивался, кому-то было всё равно, занимается, да и пусть, жалко что ли? Но когда появились первые заработки, то отношение к этому занятию кардинально изменилось. Кто-то даже не верил, что фокусами можно заработать. Сейчас уже все привыкли, что это моё основное занятие.
Секрет фирмы
Е.К.: - Имеет ли право иллюзионист раскрывать секреты своих трюков? Если да, то раскройте секрет какого-нибудь фокуса.
Е.С.: - Я считаю, что можно раскрыть секрет в трёх случаях: во-первых, чтобы заинтересовать детей, может быть, кто-то из них сам станет заниматься фокусами. Ведь есть что-то лучше планшетов, приставок и компьютеров. Во-вторых, тем, кто пытается научиться сам и с огромным желанием к этому подходит или уже что-то умеет. Можно подсказать, что так, а что нет. Опять же не ради интереса, а чтобы научиться показывать фокусы, пусть даже на уровне любителя - удивлять других людей, поднимать им настроение, делать чуть добрее и светлее. В это состояние нужно войти, это как «наркотик», попробуешь показать один раз, видишь, как люди удивляются, и больше невозможно остановиться. Самое интересное ведь то, что знание какого-либо секрета фокуса не сделает из вас иллюзиониста, если вы никому их не показываете. В-третьих, можно раскрыть секрет для обмена опытом с другим профессионалом.
Е.К.: - Наверное, во время выступлений часто происходит что-то интересное…
Е.С.: - Однажды на небольшом мероприятии я показывал фокус картами, где нужно было запомнить любую карту, убрать в карман, чтобы никто не видел. Дальше нужно было написать значение этой карты на салфетке и сжечь её. После этого я втирал пепел от салфетки в руку, и там проступал отпечаток той самой карты, что находилась в кармане у зрителя. В небольшой перерыв ко мне подбежала молодая особа и в лёгком шоковом состоянии спросила, как это возможно, веря, что это настоящая чёрная магия. Я не люблю вводить людей в заблуждение и выдавать фокусы за сверхспособности.
Кстати, многие шарлатаны используют секреты фокусов и психологические приёмы, выдавая это за предсказания, гадания и некие знаки судьбы, обманывая людей и наживаясь на этом. Один раз был такой момент: показывал фокусы в ресторане за столиками экспромтом. Репертуар, конечно, я знал, но порядок фокусов менялся. Получилось так, что последним из фокусов была левитация колечка, взятого у одной девушки. Оно зависло в воздухе и потом наделось ей на палец. Все просто были в шоке от увиденного, а её всех больше это зацепило. Как так - летающее кольцо, её же собственное, залетело ей на палец. Попрощавшись с ними, я ушёл, забыв у них на столике свой стаканчик с водой. Когда вернулся за водой, она не понимала, что произошло, и, наверное, думала, что это не иначе как сверхспособности. Спустя какое то время я понял, что так делать нехорошо, оставляя людей в ступоре с непонятными мыслями в голове, мало ли что может случиться. Каждое выступление по-своему интересно. Люди по-разному реагируют на происходящее. Если публика идёт на контакт, всё проходит на одном дыхании. Я люблю подшучивать над собой, это разряжает напряжённую атмосферу в зале, зрители расслабляются, у меня проходит волнение, я чувствую, что все идёт так, как надо.
Е.К.: - Неужели вас никогда не разоблачали?
Е.С.: - Конечно, разоблачали, так скажем, «ловили за руку». От этого никуда не денешься. И показ фокусов срывался от волнения, и бывало, что просто что-то пошло не так. Поначалу, очень расстраивался по этому поводу, потому что не знал, что и как нужно делать в такой ситуации. Но всё всегда можно перевести в шутку, отвлечь внимание зрителя, но всё приходит с опытом. Больше тренировок, меньше волнения. Помогают советы других иллюзионистов, которые побывали в подобной ситуации.
Огонёк в глазах
Е.К.: - С какой аудиторией интереснее работать?
Е.С.: - Нравится показывать фокусы всем, как детям, так и взрослым. Но всё-таки взрослых удивлять интересней. Детям и так кажется всё необычным и волшебным. Чем взрослей человек, тем меньше он верит в чудо, магию и волшебство. Когда показываешь какой-либо фокус, а на их глазах происходит то, чего в принципе не может быть, или то, чего они не могут объяснить, тут -то и загорается огонёк в глазах. Они забывают о своих проблемах и, открыв рты от удивления, смотрят, как дети. Здорово, когда крепкий мужчина с военной закалкой и дисциплиной, с суровым взглядом и скептическим отношением перед началом показа смотрит на вас, а после выступления подходит и высказывает свои эмоции от увиденного с восхищённым взглядом, как у подростка…. Только даже ради этого стоит заниматься фокусами.
Е.К.: - Насколько важна для иллюзиониста ловкость рук?
Е.С.: - Это умение просто необходимо любому фокуснику. Все мы знаем Дэвида Копперфильда, который показывал потрясающие иллюзии с применением громоздких приспособлений и механизмов. Но не каждый знает, что он ещё и первоклассный микромаг, который обладает превосходной ловкостью рук. Не понимаю некоторых начинающих иллюзионистов. Они приобретают дорогостоящий реквизит, который работает практически за них. Стоя на сцене, можно просто нажимать на кнопочку: что-то появляется, превращается или исчезает, и ловкость рук им не нужна. Да, это эффектно, для зрителя происходит невероятное. Но они забывают, что и с этим реквизитом нужно уметь работать, и это всего лишь часть хорошо продуманного номера, в котором должно быть что-то ещё, а не отдельные эффекты. То же самое касается и других направлений в этом искусстве. Поэтому ловкость рук и ценится, людям это очень нравится.
Е.К.: - Что нужно делать, чтобы стать иллюзионистом?
Е.С.: - Интересоваться этой темой, много и упорно тренироваться, читать литературу и, конечно же, показывать фокусы, приобретая опыт. А потом - строить свои небольшие номера и программы, усовершенствовать их и придумывать что-то новое. В общем, начать этим жить. И не забывать, что это нужно в первую очередь вам. Если всё это делать из-под палки, то не стоит вообще этим заниматься и лучше забыть про фокусы.