Примерное время чтения: 8 минут
1001

Мохнатые друзья. Как собаки лечат больных детей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. 'АиФ в Иванове' 24/02/2016
Одно из самых забавных и «вкусных» упражнений - кормить собаку сметаной.
Одно из самых забавных и «вкусных» упражнений - кормить собаку сметаной. / Фото Татьяны Баланцевой / АиФ-Владимир

Дружелюбные мопсы

Татьяна Баланцева, vlad.aif.ru: - Людмила, для начала давайте уточним, что это за терапия? 

Людмила Овчинникова: - Канистерапия - это метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак. Уточняю сразу: это не лечение собаками, как многие склонны думать, а реабилитация. Если бы все было так просто - прикоснулся к собачке и выздоровел - врачи бы тогда всем прописывали собак.

Т.Б.: - Как вы занялись канистерапией?

Л.О.: - Случайно, если честно. До этого мои питомцы часто выступали на детских праздниках и утренниках. Однажды меня попросили выступить перед особенными детьми. Так я поняла, что тоже могу что-то сделать для этих детей. 

Как и любому виду деятельности, канистерапии пришлось учиться, посещать конференции, повышать свой уровень. О том, что нужно постоянно работать и с собой, совершенствуясь, и с собакой, я говорю своим волонтёрам. 

Т.Б.: - Почему вы выбрали именно мопсов? У этой породы какие-то особые качества?

Л.О.: - Для канистерапевта главное - правильно подобрать животное. Выбираются щенки смелые, но доброжелательные к людям, легко обучаемые, спокойно относящиеся к другим домашним животным, к резким звукам. Если в момент работы вдруг раздастся какой-то резкий звук, собака не должна испугаться, убежать. В любой ситуации она должна вести себя уравновешенно.

Мои мопсы - Цесса и Тарасик - отвечают всем этим требованиям. Им свойственно доброжелательное отношение к людям.

Т.Б.: - Какие упражнения должен выполнять ваш «пациент»?

Л.О.: - Все задания очень разные. Мы исходим из того, какие у ребёнка проблемы и какие у него потребности. Вместе с родителями мы сначала анализируем, на что нам нужно обратить внимание. Полтора-два месяца мы можем потратить на то, чтобы убедить ребёнка, что всё происходящее безопасно и весело. И потом начинаем подбирать специальные упражнения. 

Т.Б.: - Например?

Л.О.: - Кормление собаки с ложки сметаной. Для ребёнка, который не умеет пользоваться ложкой, или не считает нужным это делать, кормление собаки не только забавно и интересно, но и служит дополнительным стимулом пользоваться этим предметом. То есть ему хочется подкормить собачку, пообщаться.

Если наша задача - максимально развить плохо работающую руку, то мы делаем целый комплекс упражнений, когда собачкой можно управлять не с помощью голоса, а жестами. 

Важно пробудить мотивацию 

Т.Б.: - Людмила, ваши занятия бесплатны. Это ваш принцип? 

Л.О.: - Да. Стоит отдать должное родителям особенных детей, их трудолюбию, стремлению помочь своему ребёнку. Они вызывают восхищение и желание помочь им в этом деле. А ещё вызывают громадное уважение и желание в чем-то походить на них в их стремлении бороться с трудностями.

Собственные проблемы, которые раньше тебе казались глобальными (взять, к примеру, любую бытовую проблему) кажутся пустяковыми, когда ты видишь человека, у которого к таким же бытовым проблемам прилагается еще и особенный ребёнок. Ты понимаешь, что нельзя ныть, жаловаться, и что-то надо делать - для себя и других.

Именно поэтому необходимо интегрировать людей с ограниченными возможностями здоровья в нашу жизнь. Само наше общество от этого, я считаю, только выиграет.

Т.Б.: - Интересно узнать, были ли у родителей разочарования, когда они не увидели ожидаемого эффекта от занятий их детей с собачками?

Л.О.: - Не скрою, были. Во-первых, то, чему обычный ребенок учится легко и мимоходом, для особенного ребёнка потребует в тысячи раз больше усилий.

Во-вторых, хочу подчеркнуть: собака - это не панацея. Для одних детей это может быть идеальным средством реабилитации. Другим может не помочь.

Если говорить об энимал-терапии (реабилитации с помощью животных), то есть только три вида, где вы можете рассчитывать на серьёзные достижения и результаты. Это канистерапия (собаки), иппотераппия (лошади) и дельфины. Это животные, поддающиеся дрессуре.

Например, детям с диагнозом ДЦП я бы рекомендовала заниматься иппотерапей. Лошадь - это уникальный спортивный снаряд. Если стоит задача развить движение - вам на лошадь.

И при любом виде терапии важно использовать мотивацию, личную заинтересованность в процессе. Если мы у ребёнка её нашли - результат будет.

Т.Б.: - В домашних условиях можно заниматься с ребёнком такой реабилитацией? 

Л.О.: - Хотелось бы предостеречь родителей особенных детей, у которых вдруг появится желание завести собачку. Первый момент: для канистерапии нужна обученная собака, подготовленная для работы с детьми. И, повторюсь: она всего лишь средство. Чтобы оно работало, нужен специалист - кинолог, который знаком с методами канистерапии. Иначе это будет абсолютно бесполезное приобретение.

И второй момент: далеко не каждая собака подходит как канистерапевт. Животных обязательно отбирают, тестируют, много тренируют, начиная с обычных команд, так называемых команд бытового послушания. Затем уже добавляют специальные упражнения, которые будут необходимы собаке для работы с детьми.

Разумная осторожность

Т.Б.: - Людмила, можете ли вы помочь обычным детям, которые боятся собак?

Л.О.: - Нередко приходят с такими детьми. У ребёнка, которого сильно испугала или укусила собака, чаще всего появляется панический страх собаки. И в первую очередь родители должны обратиться за консультацией к психологу. 

В моей практике был случай. Девочку лет семи укусила большая собака, которая была на улице без намордника. Ребёнок стал заикаться. После консультаций со специалистами (логопедом, психологом) родители привели её ко мне. Мы устранили проблему. Девочка сейчас живёт полноценной жизнью. Но к собакам близко не подходит. 

Т.Б.: - Много времени понадобилось на борьбу со страхом? 

Л.О.: - В большинстве случаев бывает достаточно двух-трёх занятий, чтобы ребёнок стал относиться к встрече с собакой более спокойно. За это время дети учатся контролировать свои эмоции, начинают понимать, что собака - это тоже живое существо со своим характером и настроением. 

Я объясняю родителям: опасен не страх собаки. Опасно неуправляемое паническое состояние, когда человек не может себя контролировать. Например, когда ребёнок при виде собаки, даже маленькой, начинает истошно кричать, махать руками, когда он впадает в панику. 

Т.Б.: - А взрослый человек, который тоже боится собак, может к вам обратиться?

Л.О.: - Пожалуйста! У занятий канистерапией нет возрастных ограничений. Главное, чтобы он признал: у него есть эта проблема. И не нужно её стесняться.

Т.Б.: - Дадим простые рекомендации, как себя вести при встрече с собакой на улице?

Л.О.: - Должна быть разумная осторожность. И взрослые должны её воспитывать в себе и в своих детях. Я сама дрессировщик и знаю, что может сделать собака. Я не суюсь к любой собаке. Я сначала подумаю, надо ли мне это и чем это может быть опасно.

Досье
Людмила ОВЧИННИКОВА, дрессировщик, занимается подготовкой собак к выставкам и соревнованиям. Родилась в г. Иваново. Занятия канистерапией ведёт более 5 лет на безвозмездной основе. Её четвероногие напарники - две собаки породы мопс: 6-летняя Цесса и 2-летний Тарасик.

Необходимо объяснить ребёнку, что собака живая. Ей может что-то не понравиться, она может чего-то испугаться, она может охранять свою еду или территорию. Поэтому к незнакомой собаке не нужно подходить, тем более, не махать на неё руками и кричать. Этого достаточно, чтобы предупредить конфликт, чтобы потом не ехать в травмпункт, не лечить ребёнка, не судиться с владельцем собаки. 

Т.Б.: - Признаться, некоторым хозяевам четвероногих питомцев тоже не мешало бы подумать об окружающих, когда они выгуливают собак…

Л.О.: - Я всегда повторяю владельцам собак: безопасность окружающих - это наша забота. Мы должны вести собаку на поводке, обязательно в наморднике и также не должны создавать провокационных ситуаций. Давайте любить и уважать друг друга. Тогда собака будет другом человека. 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах