Сплочение культур
День народного единства – символ согласия и подлинного патриотизма. Он побуждает к новым свершениям, к стремлению плодотворно работать на благо родной страны, а также к сплочению разных наций, культур.
Эта дата занимает особое место среди государственных праздников современной России. Хотя она и связана с событиями 1612 года, когда наши предки сплотились под руководством Минина и Пожарского ради свободы Родины, смысл праздника гораздо шире.
– Это праздник отсылает к временам Советского Союза, когда все народы в стране являлись не диаспорами, а многонациональным народом. Сегодня те положительные моменты советского прошлого, которые нас объединяли, живы в каждой семье, сохранились в генетической памяти народов. Это и память о Великой Отечественной войне, когда в общее дело, в Победу внесли большой вклад все национальности нашей страны.
Поэтому прежде всего для меня этот праздник означает дружбу народов и вместе с тем возможность вернуться в те времена народного единения, – говорит председатель региональной общественной организации «Автономия татар Владимирской области» Макатдес Муртазин.
– Выдающийся армянский философ и поэт Чаренц говорил: «Пока мы вместе, врагу нас не победить!» Для всех нас Россия – матушка, многонациональная и многоконфессиональная страна. Мы должны её беречь и защищать, быть в единстве с представителями других национальностей, – высказался Сергей Яжан, председатель армянской общины.
Во Владимирской области к этой дате начали готовиться сильно заранее. К примеру, в региональном центре провели «Дружные старты», где ребята разных национальностей, представляющие узбекскую, таджикскую, азербайджанскую, еврейскую, башкирскую общины, а также юные казаки, объединённые в несколько команд, показали свою волю к победе.
– Впереди нас ожидает этноквиз, его главная идея – познакомить жителей региона с традициями и культурой разных национальностей, которых в области более ста, – рассказывает руководитель региональной еврейской национально-культурной автономии Владимирской области Элеонора Савельева.
Викторина очень походит на игру «Что? Где? Когда?», в ней участвует несколько команд со всей области, в каждой – по восемь человек. Это представители муниципалитетов, национальных сообществ, различных общественных объединений, учреждений культуры, люди самых разных возрастов и профессий.
Всем им предстоит ответить на вопросы, касающиеся национальной кухни, праздников и т. п. – одним словом, достигнуть межкультурного взаимодействия.
Но главная часть этой памятной даты по традиции пройдёт в Суздале. Этот город по праву можно считать первым городом России, где начали отмечать День народного единства. Ещё в 2002 году, за три года до официального утверждения праздника, в Спасо-Евфимиевом монастыре впервые прошёл митинг в память о подвиге народных ополченцев. Теперь он проходит там регулярно с участием лидеров всех диаспор владимирского региона.
26 Ияра
Ещё одна памятная дата, коснувшаяся всех национальностей владимирщины и страны в целом, – День Победы. Евреи не исключение. Но мало кто знает, что у этого народа есть ещё и свой праздник в честь победы над фашизмом.
Ияр, или День спасения и освобождения – праздник достаточно молодой. Впервые его стали широко отмечать с 2015 года – года 70-летия Победы.
– Еврейский народ обязан своим существованием победе над фашизмом в Великой Отечественной войне, ведь если бы не Красная армия и её союзники, то вполне вероятно, что гитлеровцам удалось бы довести до конца свой чудовищный план «окончательного решения еврейского вопроса», то есть полного физического уничтожения евреев во всём мире. Во время Второй мировой войны фашистам удалось уничтожить шесть миллионов евреев — почти половину всего народа. 9 мая 1945 года, или 26 ияра 5705 года, стало поворотным моментом в нашей истории, – рассказала Элеонора Владимировна.
Поэтому дата отражена и в еврейском религиозном календаре, чтобы дети и внуки знали, кому обязаны своей жизнью.
Узник рижского гетто
В этот день во владимирской еврейской общине собираются взрослые, дети, которые рассказывают о подвигах своих дедов и прадедов, поют советские песни. Как правило, главным гостем на Янмаре становится Иосиф Лейбович Длинсе, узник рижского гетто.
Иосиф Лейбович родился в Риге в 1928 году. Когда в 1941 году в город вошли немцы, ему было 13 лет. Тогда подростка повергло в шок, что на главной площади города немецкий генерал объявил: Латвия придёт к светлому будущему, когда будут истреблены все евреи. И буквально через три дня со всего города представителей этого народа начали загонять в синагоги. Тогда Иосиф Длинс стал свидетелем того, как сожгли самую большую из них вместе с находившимися там людьми.
А потом вышел приказ губернатора Риги: всех проживающих в городе евреев отметить жёлтыми шестиконечными звёздами. Маленькому Иосифу такую приделали на грудь и спину. В сентябре 1941 года Московский район города начали огораживать колючей проволокой – там в основном проживали евреи. Попал туда и Иосиф Длинс.
30 ноября началась первая так называемая «акция». Ранним утром, когда остальные не видят, евреев выгоняли из домов и вели в Румбульский лес к большим ямам, куда люди падали после расстрела. В числе погибших оказались и родители Иосифа.
Вторую «акцию» назначили на 8 декабря. В колонну, которую вели на верную гибель, попал и Иосиф Длинс. Но чудом выжил. Его спас друг семьи – латышский солдат. Когда колонну вели на расстрел, он сказал маленькому Иосифу встать в самый её конец, а потом сделал вид, что застрелил ребёнка.
После чудесного спасения подростку было некуда идти, и он снова вернулся в рабочую группу. Шесть дней он прятался там, где людей загоняли в гетто после работ, чтобы вместе с толпой пробраться в город.
Сбежать оттуда Иосифу помогла подруга матери. Мальчик выбрался из гетто под забором с колючей проволокой, а женщина увезла его на хутор. Оттуда через некоторое время они с другими такими же мальчишками пробирались по ночам к линии фронта. Встреча с русскими разведчиками стала для них спасением.
Подростков увезли в Подмосковье в детский дом. Оттуда Иосиф Длинс попал в ремесленное училище во Владимирской области, а потом по распределению пошёл работать на тракторный завод.
– Иосифу Лейбовичу сложно вспоминать своё детство, но он понимает, как важно, чтобы об этом знало подрастающее поколение, – говорит Элеонора Владимировна. – Поэтому каждый год приходит к нам и рассказывает о своей жизни.
Второй Моисей
Вспоминают в этот день и о подвигах других советских солдат. Например, о героическом поступке Николая Киселёва.
После того как немцы начали массовые расстрелы, евреи спасались бегством, рыли в лесах землянки, побирались по деревням, но им не везде были рады: местные боялись погибнуть за укрывательство. Не могли их взять к себе и партизаны: толпы ослабевших голодных людей мешали воевать и привлекали внимание фрицев.
И тут комиссару Ивану Тимчуку приходит мысль: что, если всех этих немощных людей собрать в одну колонну и вывести за линию фронта?
Доверили это, как казалось, безнадёжное дело 29-летнему партизану Николаю Киселёву, который стал для евреев вторым Моисеем. Путь к безопасной земле занял 2,5 месяца.
В архивах описывается случай, когда Киселёв показал не только свою храбрость, но и доброту.
Среди спасающихся евреев была маленькая девочка лет 3-4. Отец нёс её в мешке за плечами. Уставший и перепуганный ребёнок всё время плакал и мог выдать всю колонну. Тогда родители решили утопить малышку. Киселёв всё понял и забрал малышку к себе на руки. Так всю дорогу он с ней и шёл, и девочка больше не плакала.
– О подвиге Киселёва узнали совсем недавно: лишь в 2005 году ему присвоили почётное звание «Праведник народов мира», – уточнила Элеонора Владимировна.
И примеров таких, говорит она, множество, и главная задача – не дать новому еврейскому поколению забыть о советских людях, которые подарили им будущее.