«Отомстите за Олимпийцев»
Паралимпиада в Лондоне завершилась 9 сентября. Россия совершила необычайный прорыв: в общемедальном зачёте наша сборная заняла второе место, уступив только Китаю.
- Когда уезжали, все говорили: «Вот, вы сейчас за олимпийцев отомстите». Я отвечал: «Понимаете, ребята, мы в Пекине 8 место заняли». Надеялись в этот раз хотя бы в пятёрку попасть, - рассказывает Дмитрий Красильников.
Столь высокий результат нынешних соревнований стал неожиданностью даже для российских чиновников, которые так любят ставить «планы по медалям». Удивлялись прыти русских паралимпийцев и соперники.
Четырнадцать человек представляли Россию на соревнованиях по пауэрлифтингу. Это, по словам Дмитрия Валерьевича, одна из самых больших команд в этом виде спорта. Ближайшие соперники – спортсмены из Китая, Египта, Ирана.
- У всех спортсменов-пауэрлифтеров из Азии одно заболевание – полиомиелит, - рассказывает тренер. В России такого заболевания очень мало, и нам тяжело с ними бороться. У них преимущество огромное перед другими паралимпийцами – со спинальниками, с ампутантами, с другими классами.
И всё же сборная по пауэрлифтингу принесла России первую медаль на Паралимпиаде: Владимир Балынец завоевал «серебро» в самый первый день соревнований. Его поздравил Дмитрий Медведев – телеграммой и президент республики Саха (Якутия) – телефонным звонком. В целом же российские пауэрлифтеры часто оказывались на пьедестале, но золото заработать так и не смогли. В «копилке» - три серебряных, одна бронзовая медаль, а ещё 4 четвёртых и 4 пятых места.
- Рассчитывал, что будет больше на 2 медали, - говорит Дмитрий Красильников. - В весовой категории 60 кг Айрат Закиев не выдержал волнения, просто не справился с собой, поэтому выступил неудачно. Должны были выиграть золотую медаль с мировым рекордом, но судьи первый подход не засчитали.
По словам тренера, судейство на Паралимпиаде было очень строгим. При этом арбитры не всегда сами могли разобраться в правилах, из-за чего российскую сборную порой откровенно засуживали.
- И если какие-то страны прям вытаскивали - было видно, - то Россию, как обычно… От нас «ушла» одна бронза в категории 75 кг. Сергея Сычёва уже все поздравлять бросились, когда китаец неправильно выполнил упражнения, но судьи оказались на его стороне. Даже китайский тренер пожал плечами, развернулся и ушёл. Судьи потом ходили, глаза в пол опускали, не хотели общаться с нами, - говорит Дмитрий Красильников.
Путёвка в жизнь
Несмотря на то, что владимирская школа пауэрлифтинга считается сильной, на Паралимпиаде ни одного спортсмена, представляющего наш регион, не было. В резервном составе сборной - ковровчанин Захар Арапов. По результатам российского чемпионата станет ясно, сможет ли рассчитывать Захар на попадание на Паралимпиаду в Рио-де-Жанейро.
Во Владимире, по словам Дмитрия Красильникова, наблюдается небольшой провал, да и паралимпийского движения как такового нет. В городе действует школа адаптивной физкультуры, где занимаются с людьми, страдающими различными заболеваниями – от «опорников» до инвалидов по зрению, но ажиотажа там не наблюдается. Возможно, кто-то просто не знает о существовании такой школы, а кто знает – стесняется туда пойти.
- В Лакинске года 4 назад мы раздали порядка 70 приглашений для тех, кто имеет ограниченные возможности по здоровью – либо слабовидящие, либо нарушение опорно-двигательного аппарата, - рассказывает Дмитрий Валерьевич. - Мы хотели их собрать, рассказать, чем они могут заниматься. Ни один человек не пришёл.
Владимир Путин, провожая паралимпийцев на соревнования, объявил о том, что к 2020 году количество инвалидов, занимающихся спортом, должно возрасти с нынешних полутора процентов до двадцати. Единственное решение такой задачи Дмитрий Красильников видит в персональных приглашениях заниматься спортом – так уже начинают делать российские тренеры и давно практикуют в странах Азии. Хотя пока остаётся насущной проблема доступности спорта для инвалидов. Во Владимире до сих пор строят залы и ФОКи без учёта того, что туда могут прийти люди с ограниченными возможностями.
К паралимпийцам из сборной отношение в корне иное. Для них построили современный комплекс в Алексине Тульской области и готовятся к строительству большой спортивной базы для спортсменов и с ограниченными возможностями, и «здоровых».
По словам Дмитрия Красильникова, сейчас отношение к паралимпийцам со стороны государства изменилось – их оценивают так же, как и коллег-олимпийцев. Требования предъявляются без скидки на ограничения по здоровью, но зато и содержание соответствующее. Спортсмены-паралимпийцы получают весомую зарплату, те, кто занял с первого по пятое место на соревнованиях в Лондоне, получат президентскую стипендию, а медалисты – ещё и «призовые», такие же, как у Олимпийских призёров. Спорт становится для людей с ограниченными возможностями путёвкой в достойную жизнь, и они, по словам Дмитрия Красильникова, этого не скрывают.