Только каждый шестой курсант ивановских автошкол сдаёт экзамен по вождению с первого раза.
«Правильно управлять автомобилем, предвидеть дорожную аварию и предпринять все возможные способы избежать её либо смягчить последствия водителю помогает автоспорт», - уверен Дмитрий СМИРНОВ, водитель с 25-летним стажем, владелец частной трассы в Шуйском районе Ивановской области, организатор автомобильных гонок.
Будучи за рулём, он сам не раз оказывался в ситуации «на грани». Но благодаря грамотным действиям в момент возможного ДТП выжил, отделавшись испугом.
Профессиональный уровень
Татьяна Матвеева, vlad.aif.ru: - Дмитрий, расскажите, как долго вы в автоспорте и почему решили купить землю под частную автотрассу?
Дмитрий Смирнов: - С 2006 по 2009 год в нашем регионе активно развивался скоростной автоспорт (клубное ралли). Я долгое время был зрителем автомобильных соревнований, не пропускал ни одной гонки. На соревнованиях собирались неравнодушные к этому делу люди. От соблазна принять участие в гоночных заездах не мог отказаться и я.
Со временем я понял, что качественная тренировочная зона, которая на тот момент в нашей области отсутствовала, может стать не только площадкой для открытых поединков автогонщиков, но и будет выполнять социально значимую функцию. И я решился на очень ответственный шаг: приобрёл землю в Шуйском районе под трассу. И занялся строительством на профессиональном уровне.
Т.М.: - Социально значимая - значит, открытая для всех желающих?
Д.С.:- Признаться, содержание трассы - а она составляет 25 гектаров земли - обходится в копеечку. Зимой её нужно чистить, платить за услуги трактора и другой спецтехники. Летом, готовя к соревнованиям, подсыпать, где требуется, и укатывать. Опять же с помощью спецтехники.
Однако у людей, которые занимаются автоспортом, для тех ребят и девушек, которые хотят к нему приобщиться, и тех, кто хочет правильно научиться управлять автомобилем, особые условия для тренировок. Как говорится, добро пожаловать!
Ребята, да и девушки, кстати, из других регионов стали частенько к нам ездить на соревнования. Ивановская область в ЦФО превратилась в столицу автомобильного спорта. Это новый виток в развитии ивановского автоспорта. Гонщики из других регионов по достоинству оценили и трассу, и уровень подготовки наших ребят, их соперников. Владимирцы даже у себя построили трассу, очень похожую на шуйскую: так им понравилась наша.
Т.М.: - Что особенного в вашей трассе?
Д.С.: - Она очень техничная. Именно такая нужна для тренировок и соревнований. Имеет несколько петель и резвых поворотов. В перспективе здесь будут построены трамплины. Универсальность трассы в том, что она годна к использованию круглогодично.
Отмечу, что открытие трассы - а это произошло 1 сентября 2012 года - стало важным событием для всего автомобильного гоночного сообщества. За эти полтора года здесь прошло порядка десяти статусных соревнований в формате ралли и спринт, десятки тренировочных заездов. Одно из последних мероприятий всероссийского уровня - это второй этап открытого Чемпионата ЦФО по ралли «Зимняя Шуя-2014».
Т.М.: - Как часто вы устраиваете автомобильные соревнования?
Д.С.: - Ежеквартально, несколько раз в год. Ближайшее соревнование будет накануне Дня защитника Отечества, 22 февраля. Пройдёт двойная гонка: 3-й этап Чемпионата Ивановской области по ралли-спринтам и 1-й этап по ралли-спринтам г. Шуя. Старт в 10 часов. Гоночные экипажи должны проехать три зачётных круга порядка 5 км. Побеждает тот, кто не сошел с трассы (а такое случается из-за технических неполадок) и быстрее соперников добрался до финиша.
Смотреть дальше капота
Т.М.: - Дмитрий, бытует мнение, что именно после автогонок увеличивается число дорожных аварий…
Д.С.:- Это заблуждение. Автомобильный спорт не провоцирует ДТП, а, наоборот, служит их профилактикой. Я расскажу один случай из жизни. В наше автомобильное сообщество как-то пришел амбициозный парень. Он в прямом смысле слова «отрывался» на ивановских дорогах, лихачил. Дорогую машину разбил так, что она восстановлению уже не подлежала. Спустя какое-то время он купил новую машину и перед тем, как разбить, приехал к нам на тренировку. Из интереса. Когда ребята, занимающиеся автоспортом, показали ему, как можно ездить на его автомобиле, он сказал: «Я-то думал, что я - ас. Оказывается, только чудом не убил себя и своих пассажиров».
Этот парень стал часто приезжать, кататься, потом даже был судьей на автомобильной гонке. И в городе, сколько раз я его ни видел, он ездит спокойно и уверенно.
Люди, которые занимаются автомобильным спортом, умеют правильно управлять автомобилем, так, как их не научат в автошколе. Так, как не попробуешь на дорогах общего пользования. Более того, все гонщики умеют прогнозировать дорожную ситуацию. Это очень важно. То есть они, что называется, смотрят дальше капота своего автомобиля и выстраивают схему движения других автомобилей. И сразу видят: тот автомобиль с полосы встречного движения может «занести», он выскочит на меня. И начинают думать, как могут поступить другие водители в форс-мажорной ситуации, начинают мыслить по-другому. Многим это спасает жизнь.
Т.М.: - Вы наверняка слышали про одно из самых резонансных ДТП в Ивановской области 9 февраля. Приволжский район. Две 29-летние девушки-подруги вечером по зимней трассе ехали из Плёса, где они катались на лыжах. Навстречу им вылетел водитель на иномарке. Судя по документам, стаж вождения у него 14 лет. У девушки стаж вождения год. Она выжила, но в очень тяжелом состоянии в реанимации. Её подруга погибла, как и водитель иномарки. У девушек был шанс выжить?
Д.С.: - Реакция на конкретную дорожную ситуацию у водителя-новичка и у опытного автомобилиста, который «входит» в сложные повороты на скоростных гонках, делая всё возможное, чтобы машина не перевернулась, - совершенно разная. Обычный водитель по инерции или от страха давит на тормоза, некоторые могут даже глаза закрыть. А спортсмен-автогонщик попробует вырулить, съехать на обочину, в крайнем случае, в кювет или каким-то другим способом попытаться избежать столкновения.
Возможно, будь у 29-летней девушки больше опыта, она и смогла бы избежать лобового столкновения. Возможно, съехала бы на обочину. Вот поэтому я рекомендую всем, кто получил водительское удостоверение, выделить время и взять хотя бы пару уроков езды у автогонщиков. Умение прогнозировать нестандартную ситуацию, знать, как с минимальными потерями выйти из неё, просто необходимо современным водителям.
Т.М.: - Вы сами оказывались в ситуации «на грани», когда на вас со встречной полосы вылетал автомобиль?
Д.С.: - Да, я несколько раз был в такой ситуации. И от гибели меня и моих пассажиров спас неоценимый опыт участия в автоспорте. Ни в одну серьёзную аварию я не попадал.
Т.М.: - А вообще реально выжить в ДТП «лоб в лоб»?
Д.С.: - Выжить в лобовых столкновениях практически невозможно: настолько сильны удары. Поэтому нужно сделать всё возможное, чтобы избежать лобового ДТП. Находясь за рулём, как я уже говорил, нужно смотреть дальше капота своего автомобиля. Грамотно, объективно оценивать ситуацию на дороге - как раз этому и учит автоспорт. Он даёт понятие, что такое быть на грани - в ситуации между жизнью и смертью.
Т.М.: - Возможно, многие бы и пришли в автоспорт, и взяли бы пару занятий у экспертов контраварийного вождения. Но это дорого...
Д.С.: - Что касается автомобильных гонок, то слово «дорого» к ним не относится. Учиться ездить можно и на гражданской машине. Совсем не обязательно для этих целей, как многие думают, покупать ещё один автомобиль. На скоростных соревнованиях есть даже отдельный класс. Он так и называется «Стандарт», то есть для стандартных автомобилей.
Очень хочется, чтобы уличные гонщики, зелёная молодежь, только вчера получившая права, и которая, тем не менее, обещает «всех порвать», увидели людей, которые действительно профессионально управляют автомобилем. Быть может, тогда на наших дорогах станет меньше ДТП из-за бравады и глупости.
В Суздале прошли автогонки по бездорожью | Фотогалерея