Цены на бензин остановились

   
   

После этого цены больше не повышались и имеют явную тенденцию к снижению. Однако, автовладельцев продолжают волновать вопросы, связанные со стоимостью топлива.

Почему выросли цены?

Итак, по данным Росстата средняя цена бензина в России (по состоянию на 23 сентября) выросла до 30,59 рубля с 30,51 рубля за литр. При этом средняя стоимость бензина, цена Аи-92 (Аи-93) увеличилась до 29,61 рубля за литр с 29,53 рубля неделей ранее. Бензин марки Аи-95 подорожал до 32,59 рубля с 32,49 рубля за литр. Средняя цена на дизельное топливо выросла до 31,49 рубля за литр с 31,45 рубля. За неделю с 24 по 30 сентября цены на бензин и дизельное топливо выросли всего на 0,1 %.

Мы попытались разобраться, в чём же основные причины повышения потребительских цен на нефтепродукты. На проведенной ранее в РБК пресс-конференции заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Анатолий Голомолзин заявил, что одной из важнейших причин роста цен на горючее является увеличение акцизов. В связи с отменой в 2013 году производства топлива стандарта  «Евро-2» и последующей в июле 2013 года индексацией акцизов на бензин цены на топливо не могли не вырасти.

 В ноябре прошлого года президент подписал закон об индексации ставок акцизов на 2013-2015 годы. По подсчётам аналитиков (эксперты отрасли подсчитали) за три года акцизы на бензин выросли почти в 2, 5 раза – с 3992 до 9750 рублей за тонну, а на дизельное топливо почти в 5 раз – с 1188 рублей до 5860 рублей за тонну, что конечно, значительно опережает и инфляцию, и рост цен.  Также в цену бензина входит НДС – 18%, то есть для 92 бензина это около 4,5 рублей в цене каждого литра. Доля прямых налогов (акциз + НДС) за тот же период в розничной цене бензина выросла с 28% до почти 40%. Если бы сети АЗС сохранили долю налогов в цене на прежнем уровне, то 92 бензин стоил бы сейчас почти 50 рублей за литр.  В этой ситуации сети АЗС скорее сдерживают цены, за счет сокращения доходности во всех каналах продвижения и сбыта. В целом на сегодняшний день налоги составляют около 60-65% стоимости литра бензина в России.

Эксперты также обращают внимание на сезонное повышение цены топлива. Кроме того,  когда с апреля оптовые цены на нефтепродукты постепенно снижались, "компаниям порой приходилось торговать в убыток". Теперь рынок "восстанавливает справедливость".

На цене топлива также сказывается динамика мирового рынка. Рост китайского импорта, проблемы с поставками с месторождений Ливии и Северного моря позволил ценам на нефть торговаться в восходящем тренде на протяжении трёх месяцев. Дополнительный драйв этому движению придаёт сокращение запасов США по сырой нефти до годовых минимумов. Нефтяные компании при таком варианте развития событий действительно получат обоснование для повышения стоимости бензина, считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. - Но наша система налогообложения устроена так, чтобы изымать избытки прибыли у компаний в случае сверхдоходов, - отмечает он. То есть большого резона сильно задирать цены у компаний нет, они на этом особенно не разбогатеют. Поэтому даже такое повышение нефтяных котировок не обернется взлётом цен на бензин, полагает аналитик.

   
   

Объём производства топлива не снижается

Мы также обратились за комментариями в компанию «Газпром нефть». Нам сообщили, что компания не осуществляет экспорт бензинов и не снижает объём производства на собственных НПЗ. В первом полугодии этого года в ОАО «Славнефть-ЯНОС» (Ярославский НПЗ) было переработано 7,2 млн. тонн нефтяного сырья, что на 1 %  меньше аналогичного показателя прошлого года и  соответствует бизнес-плану предприятия. Глубина переработки нефти составила 64,73%. В отчётном периоде было произведено 3,98 млн. светлых нефтепродуктов; в том числе выпущено автомобильных бензинов - 1,16 млн. тонн, керосинов - 399,3 тыс. тонн, дизельного топлива (в т.ч. печного бытового) - 2,13 млн. тонн, ароматических углеводородов - 45,2 тыс. тонн. Кроме того, в первом полугодии произведено нефтяных битумов - 146,8 тыс. тонн; смазочных масел - 121,8 тыс. тонн. С 1 июля 2012 года и по настоящее время все выпускаемые в ОАО «Славнефть-ЯНОС» моторные топлива соответствуют экологическому стандарту Евро-5. В соответствии с   программой модернизации и дальнейшего развития ОАО «Славнефть-ЯНОС» в марте этого года введена в эксплуатацию новая установка гидроочистки дизельного топлива мощностью 1,5 млн. тонн.

Нефтеперерабатывающие заводы "Газпром нефти" - Московский, Ярославский и Омский - функционируют в плановом режиме (даже в случае проведения ремонтных работ отдельных технологических установок  производство нефтепродуктов  на  заводах не останавливается).  

Смотрите также: