Если взяться сообща
Ольга Шевченко, vlad.aif.ru: - Ни в одной стране мира нет такого количества детей, брошенных родителями, как в России. Татьяна Алексеевна, можно ли остановить этот процесс?
О.Ш.: - Неужели тюменские родители настолько изменились к лучшему? Или они и не были особенно плохими?
Т.П.: - Социальные службы Тюменской области помогали таким семьям совместно с другими структурами. Например, молодая мама не работает, порой пьёт, а дети страдают. Выясняется, что причина не столько в женщине, сколько в её пьющих родителях. Тогда ей предлагают переехать с детьми в соседний район, чтобы спастись от вредного влияния. Муниципальные власти снимают ей жильё и находят работу. Детей не приходится отбирать у матери и передавать в детский дом. В более тяжёлых случаях предлагают закодироваться от алкоголизма, пройти курс в реабилитационном центре, а затем оказывают единовременную материальную помощь по программе самообеспечения. Подобные меры, в том числе и психологическая помощь родителям и детям, меняют ситуацию к лучшему. В области сейчас лишь два детских дома, 89% детей живут в семьях. Потому что есть желание всех людей, представителей власти, бизнеса, общественности изменить жизнь в области к лучшему. Мне бы очень хотелось применить опыт коллег и в нашем регионе.
К патронату надо готовить
О.Ш.: - У Камешковского детского дома тоже есть чему поучиться. Вы одними из первых в области ввели методику патронатного воспитания. Расскажите об этом и поделитесь личным опытом в этой сфере.
Т.П.: - Дети поступают к нам в таком состоянии, с таким печальным жизненным опытом, что нам и не снилось! Они научились выживать в несправедливом мире взрослых, но потеряли веру в людей и приобрели желание отомстить за перенесённые боль и страдания. 12-летним подростком поступил в детский дом Витя. Запомнился его настороженный, изучающий, испытывающий взгляд. На первых порах общаться с Витей было очень трудно, но я рискнула взять его в свою семью на патронат. Только на третьем году жизни в нашем доме парень научился доверять нам настолько, что рассказал о своей жизни у родного отца. Тот забрал ребёнка к себе после смерти матери. Но папой так и не стал. Сначала избивал за малейшую провинность. «Там я научился врать, - рассказывал Витя, - потому что мне все равно не верили и постоянно били». Потом мальчика посадили в чулан для хранения картошки. Кормили скудно. Из развлечений у ребёнка был рулон обоев, карандаши и маленькое окошко, в которое он, встав на ящик, мог видеть улицу. И что вы думаете? Витя сочинял сказки! Это помогло ему выжить. При этом он хорошо уяснил, что жизнь - совсем не сказка.
Таких примеров немало. Как вернуть веру этим подранкам? Убедить, что в детдоме они найдут свою семью, невозможно. Как невозможно заменить им матерей, какими бы они ни были! Даже если иногда наши воспитанники пытаются назвать кого-то из нас мамами, мы должны держать определённую дистанцию. И в каждом из ребят мы обязаны сохранить образ родной матери, при этом восполнить недостающие любовь и заботу. Лучше всего это удаётся в патронатной семье. В своё время наша программа патронатного воспитания получила II место во Всероссийском конкурсе «Семейная форма устройства детей-сирот». Камешковский детский дом - единственное учреждение, в котором мы параллельно готовим к патронату детей и будущих патронатных родителей. Причём подбираем семью к ребёнку, а не наоборот. Часто патронатными родителями становятся для воспитанников сотрудники детского дома. Так случилось, что в моей семье рядом с родным сыном выросли ещё семеро ребят. Стали взрослыми, создали свои семьи, так что я теперь патронатная бабушка.
Терпение, внимание, любовь
О.Ш.: - Ваши воспитанники - особенные дети. Какими качествами характера, знаниями, методиками необходимо обладать, чтобы работать с ними не только в стенах казённого учреждения, но и в собственном доме?
Т.П.: - Социально и педагогически запущенные дети уже имеют достаточный опыт противоправного поведения и вредных привычек, криминальное прошлое, тяжёлую наследственность, определённые психические нарушения. Уверена, что спасти их могут только терпение, внимание и любовь. Хватит ли на всех? Готовы ли вы вкладывать свою душу, тратить своё время, силы, здоровье на чужих, да ещё таких непростых, детей? Детей, которые часто бывают жестокими, злыми и, как правило, неблагодарными. Наверное, наша работа больше похожа на церковное служение. Ведь педагог в детском доме - главный человек, на нём лежит ответственность не только за жизнь и здоровье детей, но ещё и за их души. Всегда честно предупреждаю - работа в детском доме может так или иначе отразиться на семье. Мне посчастливилось - моя работа скрепила семью, а сын, соприкасаясь с чужой болью и имея возможность сравнивать, вырос чутким, духовно зрелым человеком.
О.Ш.: - Педагог по образованию, вы долгие годы проработали в школе. Как же оказались в детском доме и помните ли свои первые рабочие дни?
Т.П.: - В выборе профессии, как у большинства из нас, сыграли роль случай и авторитет родителей. Я мечтала стать актрисой. Поступала сразу в несколько театральных вузов Москвы, но безуспешно. Мама, педагог, сказала: «Надо получить серьёзную профессию», и я поступила на физмат Владимирского педагогического института. Потом, когда уже начала работать в школе, поняла, что педагогика - моё призвание. Так бы и осталась в школе навсегда, если бы не трагедия. После аварии долго болела, с трудом ходила. Муж предложил устроиться в детский дом, считая, что там будет легче. Как он ошибался! Ведь для школьного учителя рабочий день заканчивается за дверью кабинета, а для педагога детского дома работа - понятие круглосуточное. Первое время было тяжело, особенно морально. Плакала от жалости к детям, да и к самой себе (к тому времени я потеряла двух своих малышей). Негодовала, когда видела матерей наших воспитанников. У нас традиция - проводить Дни открытых дверей для родственников. Женщины приходят навестить своих сыновей и дочерей, которых, по сути, бросили, не справились с их воспитанием, расписались в собственной слабости, погрязли в пороках. Какая уж тут любовь!
Признаюсь, я тоже не сразу смогла полюбить своих воспитанников. Они вызывают разные чувства. Поэтому решила заняться самовоспитанием. Постепенно научилась видеть себя со стороны, глазами ребёнка, отвечая на вопросы: «Справедливо ли я поступила? Проявила ли терпимость?» и выработала для себя несколько правил, которые помогают общаться с детьми. Вот уже почти 20 лет каждый день я с удовольствием иду в детский дом. Какими бы ни были личные проблемы, приходишь к ребятишкам и плывёшь с ними по реке добра, познания и радости, вновь ощущаешь себя юной, весёлой, энергичной. Верю, что, вкладывая частицу своей души в каждого воспитанника, я делаю мир добрее. «Любить детей и выполнять свою работу лучше, чем вчера, а завтра - лучше, чем сегодня» - вот моё жизненное кредо.