Примерное время чтения: 8 минут
351

Беда преодолима. Владимирские дети-инвалиды учатся жить самостоятельно

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. 'АиФ-Владимир' 15/01/2014

Эта альтернатива домам инвалидов - давняя мечта активистов общественной организации «Ассоциация родителей детей инвалидов (АРДИ) «Свет», которая, наконец, обретает реальные черты. Схема, уже ставшая привычной в некоторых странах, вот-вот заработает и у нас. 

А всё - благодаря тому, что нашлась женщина, которая почти 20 лет назад первой не смирилась с бедой.            

Я не удержалась и начала разговор с председателем АРДИ «Свет» Любовью КАЦ не с заранее продуманных вопросов, а - с чисто бабьего: 

Людмила Потребирна, vlad.aif.ru: - Как вы смогли? Ведь в таких ситуациях, наверное, даже жить не хочется…

Любовь Кац: - Надо просто думать не о себе, а о ребёнке. И тогда сможешь всё. Непросто, конечно, пережить известие о том, что рождённый ребёнок - с серьёзными проблемами здоровья. Но, опомнившись, решила  выпросить в поликлинике адреса семей с такими же проблемами. И пройти по всем, убеждая, что вместе мы сможем то, что не под силу каждому в отдельности.  

Первые шаги            

Так родилась общественная организация АРДИ «Свет», состоявшая всего из 8 семей (сегодня их - более 800). Первые шаги были самыми трудными. Ведь отношение к детям, на которых диагноз поставил печать неизлечимых и необучаемых, было соответствующим: мол, получаете от государства положенную пенсию по инвалидности - чего вам ещё надо? Вместе с мужем Юрием Михайловичем мы искали (и находили!) методики восстановления физического и психического здоровья детей с особенностями развития, старались задействовать у себя хоть что-то. Но нужны были средства. А также - хоть какое-то помещение. Его общественной организации удалось обрести с помощью комитета по делам молодежи: выделили помещение в клубе по месту жительства. На свои жалкие гроши умудрялись приобретать хотя бы простейшие пособия для занятий, рекомендованных детям. 

Л.П.: - Удавалось ли найти спонсоров? 

Л.К.: - Иногда; сейчас это сделать проще. Со временем организовали занятия иппотерапией и верховой ездой. Тренажёр появился 2 года назад, но ничто не заменит, как показывает практика, живую лошадь. Было время, когда половину пенсий по инвалидности отдавали на оплату педагогам, проводившим занятия с нашими детьми. Вторую половину платили спонсоры. Потом удалось добиться ставок, установленных при горуправлении по делам молодежи.

Л.П.: -  «Свет» существует уже около 20 лет. Что вместили эти годы?

Л.К.:- Всякое довелось пережить. Ведь в 1995 г., когда организация начала работать, даже по стране практически не слышно было о том, чтобы где-то пытались пойти наперекор приговору судьбы. А тут ещё - уникальная российская непредсказуемость. Так, в 2000 г. из нормативной базы удалили понятие «необучаемый ребёнок», появилось - «со сложной структурой дефекта»; при коррекционных школах 8-го вида создавались группы не более чем из 5 детей, где, кроме педагога, были ещё воспитатель и логопед. В следующем же 2001 г. 64 ребёнка из АРДИ «Свет» оказались на улице - якобы они мешают занятиям других детей, хотя они проходили в другое время! Мы обратились в горуправление образования, рассказали, что у нас есть и пособия, и даже индивидуальная программа занятий для каждого ребёнка. Нам пошли навстречу: создали 3 класса при коррекционной школе.

 Капля камень точит

Через 3 года с момента создания организации во Владимире было уже 7 точек, где помогали развиваться особенным детям. А вскоре подразделения были созданы и в 8 городах и посёлках области: в посёлке Ставрово, например - при Дворце творчества юных, в Коврове - при клубе по месту жительства. Развитие мелкой моторики рук, рисование песком, иппотерапия, развивающие игры и танцы - всё это мы используем для того, чтобы помочь преодолеть недуг. Создали даже свой «Театр дружбы и добра»: здесь готовят сценки, ребята разучивают танцы и песни.

Л.П.: - Что вы считаете наиболее важным в работе?

Л.К.:- Для детей с особенностями развития очень важны навыки социализации. Нет, пожалуй, более эффективного метода воздействия на них, чем общение. Несколько лет назад к нам на занятия стал ходить 18-летний молодой человек с аутическим расстройством. Педагог сначала мог общаться с ним лишь через другого мальчика. Мы определили новичка в наш «Театр дружбы и добра» водить хоровод: куда он денется из круга? Танцевал он с удовольствием. Делал и попытки общения, которые всячески поощрялись. А через 5 лет заговорил! А если бы его привели к нам раньше - может быть, это произошло бы быстрее?

Кстати
В Пскове квартира для инвалидов выделена властью сроком на один год.

Л.П.: - А в среде здоровых людей больше как-то принято кричать на ребёнка, который делает уроки дольше часа! Здесь же - поистине ангельское терпение. 

Л.К.:- И оно вознаграждается: наш сын Михаил сейчас не только самостоятельно ходит, но и стал прекрасным наездником - уже привёз награды нескольких состязаний. Делают успехи и другие ребята. 

Л.П.: - Наверное, уже выработались свои обычаи?

Л.К.: - А как же! Например, всё делать сообща: по очереди убираем помещения для занятий, сообща несём бремя расходов, сами делаем ремонт в помещениях, которые выделяет город и дарят благотворители для работы с детьми-инвалидами. Зато теперь в одном из таких помещений действует учебный цех, в другом - центр «Мишутка», где созданы все условия для занятий. Малыши могут поиграть в сухом бассейне с игрушками, подаренном спонсорами. В соседней комнате - столики для рисования песком. Специально во всех помещениях оборудовали кухни:  здесь особенные дети осваивают нужные навыки - не каждому, например, по силам нарезать хлеб. 

Досье
Любовь Кац родилась в городе Владимире. Закончила Владимирский политехнический институт в 1981 г., получила дополнительно профессию психолога, закончив Московский педагогический университет, Московский институт повышения квалификации учителей по специальности «Детская социальная психиатрия». Прошла обучение во Владимирском филиале Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Неоднократно избиралась депутатом Владимирского горсовета. Была первым во Владимирской области уполномоченным по правам ребёнка. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени. Замужем, есть сын.

Учат простому

- Был случай, когда родители одного из таких ребят погибли в аварии: подросток 2 недели питался сухими макаронами, хотя в холодильнике мать оставила обед. А ведь придёт время, когда все они останутся без родителей. Подготовить ребят к этому призвана наша «Школа жизни»: сначала здесь под наблюдением старших и с их помощью приобретаются простейшие навыки обслуживания своих элементарных нужд. А потом они живут по четверо в «Квартире поддерживаемого проживания» целый месяц, всё делая для себя сами: ходят за продуктами, учатся экономно рассчитывать свои пенсии. 

Л.П.: - Но оставят ли инвалида жить одного в его квартире? 

Л.К.: - Так получилось с одной из семей: умерла мать, а её 40-летнего сына, занимавшегося у нас,  поместили в психоневрологический интернат. Навещая его, мы видели, как всё больше замыкается в себе этот человек, уже в достаточной мере социализированный. Ведь в интернате даже туалеты для мужчин и женщин тогда не были разделены…

Мы даже сами разработали законопроект, предлагая создать систему приёмных семей для инвалидов и пожилых людей. Прошло более 2 лет, прежде чем такая система начала внедряться в жизнь. 

Л.П.: - Несколько слов - о вашей новой социальной программе. 

Л.К.: - Она называется «Сопровождаемое (поддерживаемое) проживание - альтернатива психоневрологическим интернатам». На средства родителей, фонда «Реновабис» около года назад мы приобрели 7-комнатную квартиру без отделки, в которой будут постоянно проживать несколько молодых людей и социальный работник (или приёмная семья). К Новому году здесь закончили отделочные работы; их вели родители, волонтёры, посильную помощь оказывали и сами ребята. Все каникулы приводили её в порядок после ремонта. Уже совсем близко новоселье. Закуплена или подарена спонсорами часть необходимого оборудования, мебели. Но нужно ещё многое. Мы обратились за помощью к неравнодушным, разместив перечень необходимого, а также отчёт об использовании спонсорских средств, на своём сайте svet33.ru. Ведь чем раньше детям с особенностями развития будет оказываться всесторонняя комплексная помощь, тем лучше для развития ребенка и для стабильности в семье. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах