От того, сколько доброты и чувственности мы вложим в своих детей в юные годы, научим ли их сопереживать, зависит в итоге, какими людьми станут наши дети», - рассуждает учительница географии, а ныне детская писательница Светлана Леонидовна СОН.
Возвращаясь в детство
Татьяна Матвеева, vlad.aif.ru:- Светлана Леонидовна, расскажите вкратце, как вы стали детской писательницей. Редкая по нынешним временам профессия…
Светлана Сон: - По своей основной специальности я учитель географии. Родилась в Германии, в семье военного врача. Когда мне было пять лет, наша семья переехала на Украину. Здесь я начала писать стихи. Конечно, первые строки были посвящены белокурому мальчишке, в которого я была влюблена. А он об этом ничего не знал.
Т.М.: - Много ли вы читали в детстве? Часто ходили в библиотеку?
С.С.: - Каждый день! Библиотекари смотрели на меня с подозрением. Дело в том, что книги они выдавали на три дня, а я приходила за новыми сказками и стихами ежедневно. Однажды меня посадили за стол и попросили прочитать книгу. Всем стало ясно, что я действительно книги читаю, а не просто рассматриваю картинки. В виде исключения разрешили мне посещать библиотеку ежедневно. Моими любимыми авторами были Даниил Хармс и Юнна Мориц из Латвии.
Т.М.: - Тем не менее, писать стихи вы стали гораздо позже…
С.С.: - Да. Окончив Одесский университет, я пошла работать в школу - всегда об этом мечтала. Способности к стихосложению помогали оформлять сценарии детских праздников и спектаклей. Но в то время не было мысли серьёзно заняться поэзией. А когда в конце 90-х годов мы переехали в Иваново, я пошла служить в 217-й гвардейский парашютно-десантный полк в секретный отдел. И отслужила там 13 лет. И вдруг во мне снова стали рождаться стихи…
Т.М.: - А что же побудило вас заняться стихами для детей?
С.С.:- Наверное, замужество моей дочери. Роль будущей бабушки пробудила в моей душе тёплые, добрые чувства. Через полгода передо мной уже лежал первый сборник стихов для малышей «Волшебная страна». Это непередаваемое ощущение - снова, как много лет назад, я окунулась в мир детства!
Т.М.: - Сложно ли писать для малышей? Наверное, нужно всегда возвращаться в детство…
С.С.:- Первое время мне было сложно расти как автору, потому что для профессионального роста необходимо общение с себе подобными. Авторов, пишущих для детей, в Иванове, кроме Игоря Жукова, я не встретила.
Писать для детей действительно нелегко: чтобы стихотворение было понятно малышу, нужно самому в душе быть ребёнком и уметь разговаривать на его языке. Нужен позитивный настрой, взгляд на жизнь со стороны ребёнка. В детских стихах должна присутствовать динамика, образность, продуманная, увлекательная сюжетная линия. Вдохновение, в конце концов. Детские темы всегда неожиданны и разнообразны.
Наверное, поэтому детских авторов гораздо меньше, чем поэтов, пишущих взрослую лирику. Работать стало легче, когда я познакомилась с коллегами из других регионов на Международном сайте современной поэзии Стихи.РУ, а затем и на сайте детских авторов «Брайлленд». Я увидела, что многие детские писатели в своих произведениях обращаются к вечным ценностям - доброте и ласке, милосердию и умению сопереживать.
Ёжик плачет
Т.М.: - Как часто вы встречаетесь со своими читателями?
С.С.: - Очень часто! Для меня живое общение с детской аудиторией - жизненная необходимость. С момента выхода моей первой книги прошло ровно десять лет. За это время в свет вышли десять книг для малышей. На протяжении десяти лет я встречаюсь с дошкольниками и школьниками, с детьми с ограниченными возможностями здоровья и ребятами из детских домов, с тяжелобольными малышами в больницах. На встречах мы обсуждаем самые разные темы.
Во время творческих встреч стараюсь донести до своих читателей такие вечные ценности, как добро, свет, сопереживание, милосердие, уважение друг к другу и старшим, дружба. Считаю, что именно этого недостает сегодня. Загадываю загадки, читаю стихи, вместе с ребятами слушаем красивую музыку, поём песни. Свои выступления стараюсь проводить динамично, постоянно меняя формы подачи информации. Благодаря этому юные слушатели внимательны и искренне заинтересованы.
Т.М.: - Изменились дети за эти десять лет?
С.С.: - Дети, безусловно, изменились. Когда-то я написала стихотворение «Не желаю быть колючим». Сюжет таков: Ёжик лежал под берёзой и грустил, что его никто никогда не гладит. Тётя Туча помыла малыша шампунем и помогла ему стать мягким и пушистым. Стихотворение заканчивается такими словами:
«Ёжик пляшет - Благодать!
Руку протяни - Погладь!»
Читая эти строки, я протягиваю детям руку с игрушечным мягким ёжиком. Десять лет назад каждый ребёнок в классе тянулся погладить его. А теперь есть дети, которые могут ударить игрушку и засмеяться. Думаю, это говорит о том, что мы, взрослые, вкладываем недостаточно доброты и ласки в маленькие детские души. После одного такого случая я перестала носить ёжика в школу…
Думаю, что современному ребёнку, не хватает общения со своими родителями, не хватает их внимания, любви и ласки.
Т.М.: - Светлана Леонидовна, по-вашему, почему современные дети стесняются своей доброты?
С.С.: - Это зависит от многих факторов: от микроклимата в семье, от того, какой воспитатель был в детском саду, от школьного учителя. Основное формирование личности ребёнка происходит до 5 лет. Главное - не упустить этот момент.
К 9 Мая подготовила тематическую творческую встречу с учениками второго класса. В этом возрасте дети вполне могут самостоятельно мыслить.
Я прочла стихотворения «Девочка с журавликом бумажным» и «Мечты блокадного мальчишки». Рассказала ребятам, для наглядности используя слайды, о Великой Отечественной войне, о человеческих страданиях, гибели многих людей, которые защищали свою родину.
В целом класс правильно воспринимал эту тему. Слушали внимательно, сопереживая главным героям произведений. Но трое учеников, посмеиваясь, пытались привлечь к себе внимание. Хочется верить, что такие встречи не пройдут даром и будут воспитывать в душах детей чувство патриотизма и гордости за своё Отечество!
Привычка читать
Т.М.: - Вы предлагаете больше времени уделять детям: интересоваться их духовными потребностями, заниматься с ними дома, читать им и вместе с ними?
С.С.: - Ребёнку ещё до его рождения нужно читать книги. И в обязательном порядке это нужно делать, когда малыш появился на свет. Пусть чтение книг, например, перед сном, станет для вас доброй семейной традицией, своего рода ритуалом. Но, заметьте, просто прочитать сказку, стихотворение, рассказ недостаточно. Нужно обязательно проводить беседу по прочитанному. Уточнить, кто главный герой произведения, что с ним произошло. Задайте ребёнку вопросы: а хотел ли ты быть похожим на него? Если нет, то почему? Если да, то почему? А какой бы поступок ты совершил на месте этого героя?
Т.М.: - А что рекомендуете для совместного прочтения нынешним детям и родителям?
С.С.:- Классиков забывать не нужно. Мы росли на этой литературе: Маршак, Чуковский, Барто, Юнна Мориц, Даниил Хармс и Ирина Токмакова (ее имя реже звучит среди классиков, но стихи и сказки Токмаковой пронизаны теплом и светом). Из современных авторов рекомендую творчество Виктора Лунина, Михаила Яснова, Андрея Усачёва, Эдуарда Успенского. Это нынешние современные классики. Я постоянно слежу за новинками детской литературы, из года в год посещаю библиотеку на Крутицкой. Недавно познакомилась с творчеством детской писательницы Ренаты Мухи. Несколько раз с огромным удовольствием перечитала её книгу «Немного про осьминога».
Т.М.: - Современные книги с красочными картинками очень дорогие, поэтому многие родители экономят на данной статье расходов. К тому же есть компьютер…
С.С.: - Детские книги обязательно должны быть с картинками! Красочные иллюстрации усиливают интерес ребёнка к литературе. Бумажную книгу, я уверена, никогда не заменит книга электронная. Она не способна заставить маленького человечка чувствовать, размышлять и сопереживать. Поэтому не советую экономить на книгах.