«Беспокойный талант», «самый дикий художник XX века», основавший собственную школу живописи «Фовизм» (франц. fauve — «дикий») и просто гений… Это – Анри Матисс (1869 -1954 г.), один из мастеров, сформировавших новый художественный язык минувшего столетия – язык модернизма.
Исключительное дарование позволило Матиссу с одинаковым успехом работать в живописи и графике, в монументально-декоративном и театральном искусстве, скульптуре и… В конце жизни будучи прикованным к инвалидному креслу после перенесенной операции (в 1941-м ему вырезали рак желудка), не имея возможности стоять у мольберта, он увлекся декупажем (от фр. découper – вырезать). Загорелся так, что не выпускал из рук ножниц и постоянно требовал цветной бумаги: «Рисовать ножницами. Врезаться прямо в цвет — это напоминает мне ваяние из камня!».
На первый взгляд, эти произведения кажутся обманчиво простыми, на самом же деле за ними кроется поистине титанический труд мастера. Создавая декупажи, Матисс сумел добиться необыкновенного синтеза пластической выразительности изображения и яркости цвета. Никем прежде это не делалось в столь крупных масштабах, никогда прежде не создавались подобные цветовые симфонии.
Выставка в Суздальском кремле представляет серию работ Матисса – «Арабески». Арабский мир влечет и интригует художника. Он для Матисса не просто иероглиф, а отражение некоей свободной, творческой, «божественной» Красоты. Эту Красоту художник искал и обретал в путешествиях. Впечатления от них «выплескивал» на бумагу – в композицию «Воспоминания об Океании», ориентальные арабески «Декоративная композиция с масками» и «Декоративная композиция с фруктами».
Декупажи Матисс создавал как самостоятельные произведения, так и в качестве эскизов для больших керамических панно и витражей. Литографии, которые зрители могут увидеть на выставке в Суздале, дают возможность ощутить радостную яркость, будто наполненных светом витражных эскизов «Рождественской ночи», выполненной для Рокфеллер-центра в Нью-Йорке, «Китайских рыбок», украсивших виллу Териада в Сен-Жан-Кап-Ферра. Произведение «Розетка», вдохновленное мотивами Востока, – последняя работа художника.
Дополняют экспозицию гелиотипические оттиски рисунков мэтра. Графические произведения всегда занимают особое место в творчестве любого художника, сохраняя самые смелые его идеи. Анри Матисс никогда не переставал рисовать, ясными лаконичными линиями запечатлевая изящество природы и человека. Моделью для некоторых из них стала муза и бессменная помощница художника в последние годы его жизни – Лидия Делекторская.
В Суздальском кремле экспонируются листы посмертного издания Verve, напечатанные в 1958 году знаменитым парижским издателем Эженом Териадом, сотрудничавшим с Марком Шагалом, Пабло Пикассо и Жоржем Браком.
Выставка продлится до 4 февраля 2018 года.
О литографии:
Увидеть произведения Матисса сегодня было бы невозможно без создания эстампов самого высокого качества по цветным оттискам или трафаретам, предложенных Эженом Териадом – они сохранили истинный цвет работ мастера более чем на полвека.
Произведения, созданные в технике декупажа, хрупки и недолговечны. Но больше всего Матисса беспокоила нестабильность цвета разрисованных гуашью бумажных форм. Поэтому в начале 1950-х художник обратился к парижскому издателю Эжену Териаду, владельцу знаменитого художественного журнала «Verve», с предложением выпустить литографский альбом с иллюстрациями декупажей последних лет.
Журнал «Verve», выпускавшийся под руководством Териада с 1937 по 1960 годы, был одним из самых лучших специализированных изданий по искусству того времени, знакомящих зрителей с жемчужинами французской культуры, а имя Эжена Териада – одним из самых почитаемых. Над его оформлением трудились лучшие специалисты, используя новейшие технологии печати. Первая обложка журнала с изображением обнаженной фигуры, чьи изгибы повторяли контуры букв «Verve», была создана именно Анри Матиссом.
Издателя и художника связывала многолетняя дружба. Совместно с Териадом в 1947 году Матисс издал первый альбом принтов своих уникальных аппликаций, получивший название «Джаз». Красочное издание, ставшее визуальным аналогом композиций знаменитых джазовых музыкантов Луи Армстронга и Чарли Паркера, имело огромный успех у критиков и публики. А за Матиссом закрепилась слава создателя новой художественной техники.
Будущую книгу друзья готовили на протяжении нескольких лет, уделяя особое внимание цветопередаче. Для создания эстампов высочайшего качества, способных удовлетворить требовательного Матисса и на долгие годы сохранить оригинальный авторский цвет декупажей, Териад разработал специальные трафареты. За печать литографий на бумаге ручной выделки отвечал Фернан Мурло, выдающийся парижский типограф, исполнявший обложки и иллюстрации для «Verve» с первых лет его создания.
Однако проекту не суждено было осуществиться при жизни живописца. Лишь в 1958 году, спустя четыре года после кончины Матисса, выпуск «Verve» с заглавием «Анри Матисс. Посвящение художнику» увидел свет. Собранные в нем литографии зафиксировали найденную Матиссом в декупажах магическую формулу красоты и дали возможность в полной мере оценить оригинальность решений художника.