- «АиФ-Владимир»: Почему «правильный» джаз – на английском? Чем русский плох?
Андрей Шевляков: Джаз на английском – потому, что он родился в Америке. И звучит с английским настолько же хорошо, насколько русская народная музыка звучит с русским языком. Наш язык преобразовывает джазовую музыку во что-то другое, это уже не джаз, в моем представлении. Хотя у каждого свое мнение.
- «АиФ-Владимир»: Неужели импровизация – всегда именно импровизация? Или отрепетированные «импровизации» тоже бывают?
- Алексей Черкасов: Импровизация, как и в далёкие времена барокко, строится почти всегда на тональной основе, аккордовых последовательностях или басе - они являются «планом» для музыканта, по которому не трудно развёртывать музыкальную ткань. Импровизация - это целое искусство, одним людям она дается без особого труда, а другим и лишнюю ноту сыграть тяжело, так что степень подготовленности или спонтанности импровизации зависит от индивидуальных качеств исполнителя - мастерства свободно выражать мысль, владения инструментом, а также сыгранности с партнёрами.
А.Ш.: Импровизации всегда спонтанна, но некоторые выученные элементы могут фрагментировано присутствовать. В нашем случае – в конце каждой импровизации я использую некоторые определённые фрагменты, слыша которые дирижёр и оркестр понимают, что осталось 4 или 2 такта до их вступления. Хотя бывает, что они путают эти моменты с импровизацией, и вступают раньше или позже – это уже их импровизация.
- «АиФ-Владимир»: В композициях, которые исполнялись на вашем концерте, были сольные партии рояля и баса. А другим инструментам почему не дают «голоса»?
А.Ч.: На концерте солировали не только бас и рояль, но и концертмейстер оркестра - первая скрипка - и концертмейстер группы виолончелей. Естественно, те подголоски, которые в процессе аккомпанирования, скажем, вокалу, появлялись в разных партиях, тоже можно назвать соло, но они не такие явные на фоне центрального солиста. Тут уже нужна практика слушания музыкального целого, а не солиста с сопровождением.
Почему рояль? - это почти целый оркестр, и его сольные партии дают возможность переключаться ушам с тембра струнных на совсем другое звучание, а еще отдохнуть оркестрантам от исполнения и проявить способности импровизации и владения инструментом нашему композитору и аранжировщику Андрею Шевлякову. Бас - часто выполняет второстепенную функцию, хоть и является основой, фундаментом. Чтобы показать, что и этот инструмент обладает богатыми возможностями, ему поручаются свои импровизации или просто сольные фрагменты, в которых он во всей красе предстает на первом плане, а не в тени оркестра и других солистов.
- «АиФ-Владимир»: Джаз – он един как стиль? Или, может быть, там какие-нибудь разновидности есть?
А.Ш.: Джаз настолько многогранен, что мне не хватит даже нескольких дней, чтобы перечислить все стили. Могу сказать лишь про свои аранжировки и свою авторскую музыку. Так как мои родители (они оба скрипачи, ведущие педагоги в музыкальном колледже и Институте искусств и художественного образования ВлГУ) некоторое время жили на Кубе и принимали участие в фиестах, слушали и играли латинскую джазовую музыку, мой любимый жанр - латино (босса–нова, самба, сальса, сон, румба и многие другие). Также часто использую элементы фолк-музыки, блюза, джаз–рока, кроссовера, соул-музыки, классическую гармонию, иногда перемешанную с джазовой гармонией, и многое другое.
- «АиФ-Владимир»: Вот, хочется после сольной партии поаплодировать музыканту, но тут – сразу же кто-то другой вступает. И что делать?
А.Ч.: Как и в далекие времена, все, что связано с оркестровым исполнительством, разделяет звучание музыки на соло и тутти - это итальянские термины, которые обозначают исполнение солирующего инструмента и общее звучание всей массы оркестра. «Соревнование» между солистом и оркестром стало основой в создании такого жанра как «концерт». В нашем варианте солирующие инструменты периодически показываются из оркестра и играют соло, которые укладываются в «квадрат» или несколько «квадратов» - это условные величины в тактах, которые определяют продолжительность звучания сольного выступления. Эти квадраты со временем начинают ощущаться на слух, и оркестранты и дирижёр интуитивно понимают, когда закончится соло. Это особенно актуально именно в импровизационном исполнении, когда солисты и сами не знают, и не договаривались, сколько будет длиться соло, но по ритмике, динамике и гармоническому языку безошибочно определяют, когда один солист завершает своё выступление и готов поделиться пространством для высказывания с другим членом коллектива. Обычно и зрители сами ощущают, что высказывание солиста подходит к концу, и в этом случае позволяется его отблагодарить за такой «неповторимый» момент своими аплодисментами, и так после каждого сольного проведения.
А.Ш.: Нужно успевать аплодировать в момент передачи импровизации от одного солиста к другому. Так обычно ведут себя зрители в Америке, в Европе.