Примерное время чтения: 9 минут
639

Жить помогает танец. Огромный труд - выступать на сцене

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. 'АиФ в Иванове' 26/06/2013
Фото: Анны Парышевой

О смысле педагогической профессии, о значимости дополнительного образования сегодня мы поговорили с хореографом Детской школы искусств города Родники Натальей ВОХМИНЦЕВОЙ.

Шаровары шили из флагов

- «АиФ в Иванове»: Наталья, сейчас много говорят о больших нагрузках в общеобразовательной школе, о трудностях сдачи ЕГЭ, в результате многие родители акцент делают именно на школьной подготовке ребенка - нанимают репетиторов, заставляют подолгу заниматься. Правы ли они, делая это зачастую в ущерб дополнительному образованию?

- Наталья Вохминцева: Считаю, что дополнительное образование очень важно. У меня сын закончил хореографическое отделение школы искусств. Думаю, что нужно было еще на художественное отделение отдать. Занятия нисколько не помешали ему хорошо учиться в школе - сейчас он студент второго курса архитектурно-строительного университета.

Вообще. дополнительное образование очень развивает ребенка. Возьмем хореографию: танцы активно задействуют как левое, так и правое полушарие головного мозга, у ребенка развивается зрительная, двигательная память, чувство ритма, регулируется координация движений. Дети, получающие дополнительное образование, более собранны, организованны, больше успевают, чем дети, проводящие свободное время на улице. Они и учатся более успешно. Кроме того, танцы полезны для самочувствия. В прошлом году Родниковский центр здоровья «мониторил» наших ребятишек - оказалось, что за время учебного года у них улучшилось здоровье: осанка, двигательные функции.

УНИВЕР DANCE в ВлГУ: «жизнь в ритме танца». В университете впервые прошел танцевальный конкурс (видео) >>>

- «АиФ в Иванове»: А вы сами как начали заниматься танцами: родители отвели в студию или подружки затащили?

- Наталья Вохминцева: У нас в семье первой начала заниматься хореографией старшая сестренка. В детстве я, подражая ей, любила пританцовывать дома. Когда же мне исполнилось 6 лет, мама отвела меня в танцевальный коллектив. Сестра поступила в институт и оставила танцы, для меня же это стало профессией. 

Серьезные танцевальные уроки получила в ансамбле «Шахтерская молодость» - в те годы я жила с родителями в Донецке. Подготовка там была основательная. Ансамбль выступал с танцами не только на всероссийских, но и на международных конкурсах. Поэтому детство для меня осталось в памяти временем постоянных репетиций и разъездов.

- «АиФ в Иванове»: Профессию хореографа выбрали по зову сердца?

- Наталья Вохминцева: И по зову сердца, и случайно. Когда мне исполнилось 17 лет, у мамы обнаружили рак. Узнав о болезни, она отправила меня к сестре в Якутию, которая уехала туда по комсомольской путевке. Там в средней школе я и создала свой первый танцевальный коллектив. Как увлеченно мы занимались с ребятами! Хотя при оформлении номеров и музыкой, и костюмами приходилось выкручиваться как только можно. Из картона мы клеили кокошники для девочек, из штор шили юбочки. Из флагов мальчикам для исполнения украинских танцев шили красные шаровары. Расшивали костюмы бисером, пайетками… 

Те первые ребята-ученики сейчас взрослые люди. Не так давно встречались с выпускником с Севера в Костроме. Посидели с ним и его дочкой в кафе. А он мне с ностальгической ноткой полушутя-полусерьезно и говорит: «Наталья Антоновна, как же вы нас терпели, мы же такие обалдуи были. Я от вас сколько подзатыльников за леность получал». А я ему: «Значит, был самый одаренный».

Гусевчанка в проекте «Большие танцы». Даша Балахина будет выступать за питерскую команду >>>

Затанцевали даже воспитатели

Досье
Наталья Вохминцева - преподаватель хореографии. Родилась в 1974 году в Донецке. В числе личных наград: две губернаторские премии как руководителю молодежного творческого коллектива, а также многочисленные грамоты и дипломы отдела культуры, администрации, департамента культуры.

Достижения ансамбля «Солнышко»:

2004 год - лауреаты областного конкурса «Надежда», лауреаты II степени областного конкурса «Утренняя звезда», дипломанты I степени конкурса «Самоцветы России»;

2005 год - Гран-при на конкурсе «Одаренные дети», лауреаты Всероссийского фестиваля народного творчества;

2007 год - Диплом лауреата областного праздника танца «Хоровод дружбы», Диплом лауреата III степени Всероссийского конкурса «Роза ветров»(Москва-Рыбинск транзит), Диплом III степени Международного конкурса «Роза ветров», г. Москва;

2009 год - Диплом лауреата III степени областного конкурса «Новое поколение выбирает…», обладатели гранта «Дети Ивановской области»;

2010 год - лауреаты I степени регионального конкурса среди школ искусств, г. Кострома;

2011 год - Диплом I степени III Межрегионального фестиваля «Мир танца - мир волшебный»,

г. Кострома, Диплом лауреата II премии Международного конкурса «Славься, Отечество», г. Рыбинск.

- «АиФ в Иванове»: А как оказались в Ивановской области, в Родниках?

- Наталья Вохминцева: С мужем мы познакомились еще на Севере - он работал на прииске. Когда с работой в 

1990-е годы стало тяжело - решили переехать. Муж у меня с Урала, но и там работы не было, тогда мы решили перебраться в Центральную Россию. В Родниках жили сёстры мужа, когда-то приехавшие работать на текстильный комбинат. На новое место жительства переехали в 1996 году. По дороге у нас украли багаж, так что нам пришлось начинать в буквальном смысле с нуля. Сразу по специальности устроиться было сложно, и мне пришлось пойти работать помощником воспитателя в детский сад «Звездочка». Но и здесь я не могла оставить своего любимого дела. В детском саду у меня затанцевали все: и дети, и родители, и даже воспитатели. Как мы с ними «карабасили-барабасили» при постановке танца по этой сказке! Некоторые мамочки даже на «шпагат» научились садиться! А потом один из родителей предложил мне устроиться в детскую школу искусств. Так с 2000 года я здесь и работаю.

- «АиФ в Иванове»: Какие предметы преподаете в школе искусств? 

- Наталья Вохминцева: Ритмику, гимнастику, народный танец, историю хореографии… Здесь я организовала танцевальный коллектив «Солнышко». Практически с первых лет своего существования «Солнышко» неоднократно становилось дипломантом и лауреатом конкурсов различного уровня - региональных, межрегиональных, всероссийских, международных. Недавно коллектив стал лауреатом I-й степени международного конкурса «Бегущая по волнам», проходившего в Москве, лауреатом I-й степени VII Открытого регионального конкурсе в Костроме. 

Танцы не дают стареть шуйским веселушкам >>>

Зарплата - минимум

- «АиФ в Иванове»: Что для вас самой значит танец?

- Наталья Вохминцева: Танец для меня - вся жизнь! Ночью часто просыпаюсь от того, что в голову приходят какие-то новые танцевальные движения. Ведь при постановке номера столько надо учесть. Например, в костюмах. В украинском танце ни в коем случае не должны быть белые сапожки - только красные. В «Смоленском гусачке» в костюмах танцующих не должно быть голубых расцветок. Следует учитывать и длину подолов сарафанов и рукавов рубашек, цвет, орнамент. Предварительные эскизы сначала рисую сама, потом еду в Иваново к художникам-профессионалам, и дорабатываем вместе. 

- «АиФ в Иванове»: Каждого ли ребенка можно научить танцевать? Что требуется в первую очередь: талант, настойчивость?

- Наталья Вохминцева: Прежде всего, у ребенка должен быть характер. Если нет характера - из танцев отсеиваются очень быстро. Остаются самые сильные. Ребенок должен уметь работать через «не хочу», через «не получается», через глубокий внутренний конфликт. Иначе он ничего не сможет показать на сцене. Ведь танцы - это не просто правильные движения, это еще огромный и тяжелый труд и эмоции: в цыганском - страсть, в испанском - темперамент, в русском - широта души… 

Старинные танцы раздвигают границы сознания >>>

- «АиФ в Иванове»: Какие-то проблемы существуют в работе преподавателя школы искусств?

- Наталья Вохминцева: Проблем много. Прежде всего, конечно, финансовая. Ставка преподавателя первой категории без вычета подоходного налога - 5395 рублей. Чтобы заработать хотя бы десять тысяч, я должна брать две ставки. А это неблагоприятно сказывается не только на здоровье, но и на качестве занятий: при нормальной нагрузке ученикам можно дать гораздо больше. Раньше у нас как у школьных педагогов хоть выслуга 25-летняя была - сейчас и ее убрали.

Преподавателям постоянно требуется повышать квалификацию. Ведь хореография не стоит на месте. Детки это очень чувствуют, им постоянно хочется чего-то нового. Но вопрос с посещением курсов опять упирается в деньги. А поездки на конкурс? Раньше были платные и бесплатные конкурсы, сейчас участие всегда стоит денег. И не только участие, но и дорога, проживание в гостинице. Приходится иногда детям, приезжая на всероссийский или международный конкурс, прямо из автобуса бежать выступать и снова в автобус, чтобы сэкономить на расходах.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах