На самолете к звездам
В Советском Союзе в 1970-е годы, параллельно с работами над кораблем многоразового использования «Буран», готовился проект «Спираль». Он предусматривал вывод на орбиту космического аппарата с помощью воздушного старта, с борта самолета. Ведущим испытателем экспериментального пилотируемого орбитального самолета в 1976 году и был назначен летчик-испытатель Авиард Фастовец.
В октябре 1976 года он выполнил первый полёт и провёл испытания экспериментального самолёта, прообраза воздушно-космического агрегата. Наш земляк отрабатывал технику пилотирования и посадки этого первого многоразового космического аппарата. После всесторонней проверки было решено перейти к самому трудному и ответственному этапу - сбросу с самолета-носителя и автономному полету и самостоятельной посадке.
Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт (ЭПОС) устанавливался под фюзеляжем тяжелого бомбардировщика Ту-95К, а летчик на высоте пяти километров должен сбросить его. 27 октября 1977 года на скорости 420 км/час сбросил аппарат, пилотируемый Авиардом Фастовцом отделился от самолета носителя и ушел в свободный полет.
Вот как вспоминал об это полете сам Фастовец: «Занимаю место в кабине. Держатели подтягивают аппарат к люку. Загрохотали винтами и турбинами все четыре двигателя носителя, и он после тяжелого разбега уходит в хмурое осеннее небо. На высоте 5 тысяч метров сцепка ложится на «боевой курс». Рассчитан он так, чтобы в случае экстремальной ситуации после отцепки я имел возможность без больших эволюций, снижаясь, «вписаться» в посадочную глиссаду и приземлиться на своем аэродроме. По самолетному переговорному устройству (СПУ), к которому подключен и отцепляемый аппарат, штурман с борта Ту-95К предупреждает: «Готовность ноль-один. Затем слышу: «Сброс!». Знаю, что сейчас штурман нажал кнопку, чтобы раскрыть замки держателей. Отделившись, аппарат довольно круто опускает нос, будто собрался нырнуть с обрыва. Похоже, чуток перестарались с углом установки балансировочного щитка, настроив на быстрейший уход из струи от носителя. Парирую отклонением рулей - «птичка» слушается их хорошо. Автономный полет продолжался по заданной программе без больших отклонений. Значит, воздушный старт для отработки аналога вполне годится».
В дальнейшем состоялось еще 5 автономных полетов этого аппарата. Три из них выполнил наш земляк. К сожалению, проект был закрыт в сентябре 1978 года решением нового министра обороны Д.Ф.Устинова. Но опыт в разработке ЭПОСа пригодился при создании «Бурана».
О вкладе Фастовца в освоение космоса рассказывал его коллега летчик-испытатель Валерий Меницкий: «Он блестяще провел эти испытания. В принципе он был первым в мире летчиком, поднявшим в воздух и посадившим орбитальный космический корабль, управляемый как самолет. К сожалению, об этом мало кто знает. Но это действительно так. Лишь специалисты, ведающие хронологией разработок космических челноков, хорошо это знают. И приоритет Фастовца в данной области неоспорим».
Настоящий летный мастер
Испытания орбитального самолета – только один шаг в летной биографии выдающегося летчика-испытателя Авиарда Фастовца. Многие годы он был одним из ведущих летчиков-испытателей КБ МиГ. Быть первым в небе ему было написано судьбой. Когда в семье военного летчика Гавриила Фастовца родился сын, имя ему дали соответствующее эпохе. 1937 год – время рекордов советской авиации, репортажи о перелетах на Дальний Восток и в Америку, достижении рекордов в высоте и скорости самолетов не сходили со страниц газет, имена Чкалова, Громова гремели на всю страну.
- Дед – Гавриил Евстафьевич - приехал из Сибири. Родом из многодетной украинской семьи, один из 21 братьев
и сестер. - рассказывает дочь Ирина Авиардовна. - В Иванове занимался в аэроклубе, а жил и работал в Коврове. Где и родился папа. И имя ему дали оригинальное Авиард - «авиационный рекорд дальности». Дедушка прошел всю войну, защищал небо Москвы. Папа пошел по его стопам.
После окончания школы-семилетки в Коврове мальчик выбрал самый верный путь в небо – поступил для продолжения учебы в спецшколу ВВС в Иванове. Выпускники таких школ получали распределение или в летные или авиационно-технические училища. Школа жила как настоящая воинская часть: казарма, подъем – отбой, шинели, строевая подготовка. Одновременно ребята получали среднее образование и обучались авиационным дисциплинам.
- Все спецшкольники, кто успевал, имели возможность заниматься в ивановском аэроклубе, летать на планерах, прыгать с парашюта. Романтика была так велика – вспоминал генерал Виталий Кремлев, начальник Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, тоже выпускник ивановской спецшколы, - что за такие возможности спецшкольники с большим желанием учились, вели себя достойно.
В фондах государственного архива Ивановской области сохранились документы спецшколы. Есть там и приказ о распределении выпускников в 1954 году, это был предпоследний выпуск. Аваиард Фастовец получил направление в военную авиационную школу первоначального обучения в Актюбинске. Затем было легендарное, старейшее в стране, Качинское авиационное училище, которое лейтенант Фастовец окончил с золотой медалью. Как отличник был оставлен в училище летчиком-инструктором, восемь лет готовил летчиков для ВВС.
Следующей ступенькой стала школа летчиков-испытателей. С 1967 года в течение 20 лет находился на испытательной работе в конструкторском бюро Микояна. Участвовал в испытаниях почти всех самолетов марки МиГ. Какие-то первым поднимал в воздух, какие-то испытывал на перегрузках в экстремальных режимах. К моменту откомандирования в группу, работающую над орбитальным самолетом, Аваирд Фастовец уже был удостоен высокого звания Герой Советского Союза.
- Отец был очень порядочным и скромным человеком, никогда не злоупотреблял своими привилегиями, – вспоминает дочь Ирина Авиардовна. - Лично мне только один раз в жизни взял билет по своей брони в театр на Таганке, на новый аншлаговый спектакль. Нигде своей корочкой Героя не светил, Звезду не носил из скромности...
Одной из его побед стала программа испытаний самолета-разведчика МиГ-25РБ. «Впервые эта тема проходила под знаком атакующего бомбардировщика, специально готовившегося под ближневосточный кризис, – вспоминал летчик-испытатель Валерий Меницкий. - МиГ-25РБ - пока единственный в мире самолет, способный нести боевые заряды на сверхзвуке, с большой высоты и со скоростью порядка 3000 км/час поражать цели на земле. Ни до, ни после опыт этой машины не был превзойден. Первым летчиком в мире, осуществившим подобное, стал Фастовец».
После космической программы Авиарда Гавриловича ожидала интересная работа по морской тематике. Он стал ведущим летчиком в области отечественной палубной авиации и опять стал первым летчиком в нашей стране, выполнившим взлет на МиГ-29 с корабельного трамплина без всякой пороховой катапульты, которой пользуются западные «морские волки». Сейчас к этому режиму взлета относятся вполне обыденно.
В конце летной карьеры ему вновь довелось прикоснуться к космосу. Именно Фастовец первым поднял в небо МиГ-31Д, который нес мощную ракету и обладал возможностью сбивать искусственные спутники земли, находящиеся на околоземной орбите. Наш комплекс был мощнее аналогичного американского и мог стать очень важным звеном в системе противоракетной обороны страны.
Летом этого года исполнится 75-лет со дня рождения гениального летчика Героя советского Союза Авиарда Гавриловича Фастовца. В областном центре, на здании по улице Большой Воробьевской, где раньше располагалась спецшкола ВВС, установлена мемориальная доска. Рядом с ней явно не хватает памятной доски с именем его выдающегося выпускника, прокладывавшего дорогу к звездам.
Кстати
Другие известные выпускники ивановской спецшколы ВВС:
Бальмонт Борис Владимирович – министр станкостроительной и инструментальной промышленности СССР, Герой Социалистического Труда;
Кремлёв Виталий Яковлевич – генерал-полковник авиации, начальник Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского;
Коробейников Виталий Антонович – генерал-лейтенант авиации, заместитель начальника Главного штаба ВВС.