Примерное время чтения: 9 минут
1108

Жить своим умом. Генерал КГБ о патриотизме, национализме и чужой идеологии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. 'АиФ-Владимир' 11/06/2014
Коллаж Ирины Тарбеевой / АиФ-Владимир

С 1974 по 1981 год он возглавлял УКГБ по Владимирской области, с 1985 по 1991 г. занимал должность заместителя председателя КГБ СССР.  «Легендарная личность», - говорят о нём чекисты, на что Виталий Андреевич возражает: «Коллеги преувеличивают. Я обыкновенный труженик, каких много». 

Встреча корреспондента «АиФ-Владимир» с Пономарёвым произошла накануне празднования 100-летия  Юрия Андропова. Виталий Андреевич лично знал тогдашнего руководителя КГБ СССР, а затем и государства, работал под его руководством и поделился своим мнением об одной из самых противоречивых и неоднозначных фигур в новейшей истории нашей страны.  

Развал Союза можно было предотвратить

Ольга Шевченко, vlad.aif.ru: - Виталий Андреевич, вот уже 30 лет не утихают споры, как по поводу методов руководства Андропова, так и по поводу его личности - для многих она была и остаётся закрытой. Кем Юрий Владимирович был для вас?  

Виталий Пономарёв: - В силу определённых обстоятельств многие факты, касающиеся работы советских чекистов, до сих пор «за кадром». Но что касается Андропова, тут я не согласен. Юрий Владимирович никогда не был закрытым. Это сейчас кому-то выгодно представить его таким, заодно поковыряться в его биографии, поднять вопрос о национальной принадлежности, создать неприглядный образ этого выдающегося человека. Я знал Юрия Владимировича довольно хорошо, и мне всегда было без разницы, какой он национальности. Для меня и коллег он был открытым, эрудированным и культурным человеком, словом, настоящим интеллигентом. Он очень много читал, писал стихи. При этом отличался скромностью, появлялся на людях с единственной Золотой звездой Героя Соцтруда. Андропов грамотно и внятно говорил, словом, выигрывал на фоне своего предшественника. Большинство наших граждан единодушно приняли его стиль руководства. Ведь это Андропов не терпел взяточничества и казнокрадства, это он, возглавив государство, начал борьбу с коррупцией - кое-кому тогда головы открутили. 

О.Ш.: - Но Андропов, будучи руководителем Комитета госбезопасности, начал и другую борьбу - против инакомыслия, инициировал ссылку академика САХАРОВА. А в 74 выслали за границу и затем лишили гражданства писателя СОЛЖЕНИЦЫНА. 

В.П.: - Это так, но никто из диссидентов серьёзно не пострадал. Тот же Сахаров неплохо жил в Горьком, и Андропов не раз лично встречался с академиком. Не было в председателе КГБ недоброжелательности и злобы к врагам, при этом он был твёрд, справедлив и любил повторять: «Мы должны подчиняться только закону!». Борьба с идеологическими диверсиями противника сейчас преподносится как нечто негативное. Но я твёрдо знаю, что наша служба  была необходима, чтобы препятствовать деятельности тех, кто мечтал поссорить народы СССР, внедрить в советское общество свою идеологию. А нужно жить своим умом!

О.Ш.: - А кто был тогда основным противником государства?

В.П.: - США, впрочем, как и сегодня. Многочисленные американские управления, общества, фонды. Должны мы были бороться с ними или ждать, когда нас раздолбают, как это делается сейчас?  К сожалению, нам не удалось сохранить СССР, несмотря на единодушное решение народа. Результаты референдума забыли  и преступный Варшавский договор подписали. Да что там говорить! Если бы Андропов не ушёл из жизни так рано, не успев свершить задуманных планов, то смог бы предотвратить развал Союза. Мне больно об этом вспоминать, как и о том, что случилось после его ухода. Горбачёв и Ельцин нанесли огромный ущерб стране, а у членов ГКЧП духу не хватило. Для госбезопасности наступили тяжелые времена. Многие сотрудники тогда остались не у дел, подались в охранники, в другие структуры. Рад, что сейчас возрождается здоровая атмосфера, я знаю это и от владимирских чекистов - отзывы о службе у них хорошие. 

Патриотизм необходимо возродить 

О.Ш.: -  Виталий Андреевич, вы очень убеждённый человек и борец, но по профессии ветеринар - такое мирное занятие. Как вы оказались в органах госбезопасности? 

В.П.: - Моё детство - это военные годы, работа в поле. Вспоминаю то время - дети и измождённые женщины трудились в тылу ради победы. И это был не просто лозунг, а единственный смысл жизни.  А какой величайший энтузиазм, какой истинный патриотизм был в народе! Ни слова плохого о стране и об армии, ни упрёка, даже когда она отступала. Сожалею, что сейчас этот дух патриотизма россияне практически утратили, но его ещё возможно возродить, воспитывая с детства. Послевоенные годы - это учёба в Ленинградской сельхозакадемии и всё то же постоянное чувство голода. Стипендия мизерная, поэтому я работал то грузчиком на вокзале, то дворником. Потом в родной Кировской области трудился по специальности. Став коммунистом, пошёл работать по партийной линии - сначала председателем райисполкома, затем секретарём райкома партии. Как раз в это время руководитель КГБ Юрий Андропов решил «оживить» ряды органов госбезопасности за счёт людей вроде меня, которые работают в гуще народа и знают жизнь изнутри. Я оказался в числе 50 человек, которых призвали на двухгодичные подготовительные курсы руководящего состава. Мы называли себя пятидесятниками. Прошли полный курс юридических дисциплин, которые преподавали тогда в академии имени Дзержинского, учились с энтузиазмом, профессию получили уникальную и уже майорами и подполковниками отправились защищать Родину. Я прибыл в управление КГБ по Владимирской области, а через два года его возглавил. Владимир считаю своей второй малой родиной, потому что девятилетняя служба здесь оставила в душе самые приятные воспоминания. Найти такое дело, заниматься которым можно в удовольствие, это главное в жизни, это личная победа!  

О.Ш.: - В чём заключалась в те годы специфика работы Владимирского УКГБ?

В.П.: -  Развитый оборонно-промышленный комплекс Владимирской области, серьёзные разработки в этой области, многие из которых и сейчас ещё не рассекречены, привлекали внимание иностранных разведслужб. Отправить к нам агентов не составляло труда, поскольку Владимирская земля всегда была туристическим центром России. Когда я начинал здесь служить, во Владимир приезжали 450 тыс. туристов в год, а к концу 80-х - уже 1 млн  200 тыс. Среди них, конечно, были иностранцы, в том числе разведчики. Перед владимирскими чекистами стояла задача их обнаружить и установить связи с завербованными агентами. Мои ребята работали самоотверженно, без выходных и праздников, не считаясь  с личным временем. Другой род деятельности, не совсем приятный, - выявление инакомыслящих. Мне самому приходилось не раз проводить профилактические беседы с молодыми людьми. Это были в основном студенты, попавшие под идеологическое влияние противника. Они продолжали потом спокойно учиться, благополучно выходили из стен вузов и работали. 

О.Ш.: - Вы с председателем КГБ часто встречались? 

В.П.: - Да, бывал почти на всех совещаниях центрального аппарата, которые проводил Андропов. А однажды он пригласил меня на личную беседу за чашкой чая, хотя от волнения я к этой чашке так и не прикоснулся. В то время начались массовые беспорядки на национальной почве в Северной Осетии. Андропов воспринимал эти события как личную беду, потому что сам вырос в тех краях. В огромных многочисленных селениях бок о бок жили осетины, ингуши, русские, украинцы. Их мир был кем-то специально нарушен (к сожалению, этот сценарий повторился потом во многих бывших Союзных Республиках). Разобраться в случившемся Юрий Владимирович доверил мне как опытному партийцу и чекисту. Я отправился в Осетию. Республика невелика, но проблем в ней оказалось гораздо больше, чем во Владимирской области. Все 3 года службы я практически не спал. Вместе с сотрудниками, а среди них были люди опять же разных национальностей, удавалось держать ситуацию под контролем. А затем меня пригласили в Москву. 

Досье

Виталий Пономарёв родился в 1932 г. в Кировской области. 

В 1954 г. окончил Ленинградский ветеринарный институт, работал главным ветврачом в Великолукской области, затем главным ветврачом райсельхозкооперации Котельнического района Кировской области. С 1961 г. - на партийной работе. В органах госбезопасности с 1970 г. Окончил двухгодичные курсы подготовки руководящего состава при ВКШ КГБ им. Ф.Э.Дзержинского. В 1974-1981 гг. - начальник УКГБ по Владимирской области. 1981 - 1984 гг. - председатель КГБ Северо-Осетинской АССР.

1984 - 1985 гг. - заместитель начальника 5-го Управления КГБ СССР, затем - зампредседателя КГБ СССР - начальник Управления кадров КГБ СССР. Ныне занимает должность зампредседателя правления Владимирского землячества в Москве. 

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах