Примерное время чтения: 7 минут
1988

Иваново воспитало десятки боевых летчиков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. 'АиФ в Иванове' 15/08/2012
Маршал авиации Степан Красовский, 1970-е годы/Фото: АиФ

В 1925 году в Иваново-Вознесенске при 3-м стрелковом корпусе был образован авиационный отряд. Именно с него можно вести отсчет истории ивановской авиации. Название новая воинская часть получила в духе времени - Авиационный отряд имени Иваново-Вознесенских рабочих.

У истоков ивановской авиации

Через два года на должность командира отряда прибыл красный командир Степан Красовский, выпускник курсов комсостава. Это была первая командная должность будущего военачальника. Именно на Ивановской земле бывший летчик и комиссар сформировался как авиационный командир. В своей книге «Жизнь в авиации» службе на Ивановской земле он посвятил целую главу.

С его прибытием для ивановского авиаотряда начался новый этап развития. В том же году на смену устаревшим немецким «Юнкерсам-21» стали поступать отечественные бипланы-разведчики Р-1. По традиции тех лет, средства на постройку самолетов собирали всем миром, на добровольные пожертвования трудящихся.

Первые крылатые машины типа Р-1, а позднее и Р-5, приобретенные на собственные средства, ивановские трудящиеся назвали «Громобой», «Арсений» и «Химик». Многое говорили ивановцам эти названия. Партийную кличку Громобой во время борьбы с царизмом имел рабочий Р.М.Семенчиков, Арсений - М.В.Фрунзе, Химик - А.С.Бубнов. Другие самолеты получили имена «Ивановский ткач», «Шуйский пролетарий», «Кинешемский рабочий», «Рабочий край».

В те годы общевойсковые командиры всех рангов обязательно проходили стажировку в авиационных частях. Не только в теории, но и на практике они постигали основы летного дела, учились налаживать взаимодействие авиации и пехоты. В нашем отряде стажировались и уже известные всей стране красные командиры Семен Буденный и Ока Городовиков, и будущие военачальники, герои Великой Оте­чественной войны, командир 14-й Владимирской стрелковой дивизии Кирилл Афанасьевич Мерецков, командир 17-й Нижегородской стрелковой дивизии Иван Степанович Конев, командир 18-й Ярославской стрелковой дивизии Михаил Григорьевич Ефремов и другие.

Самолет ивановского авиатора Р-5/Фото: АиФ

Вот как вспоминал Степан Красовский о своем полете с Кириллом Мерецковым: «Эти полеты приносили неоценимую пользу: с воздуха лучше замечаешь недостатки в маскировке войск и оборонительных сооружений. В зимнее время орудия и повозки обычно перекрашивались в белую краску, бойцы надевали маскировочные халаты. Передвижение же происходило по дорогам. На темной ленте шоссе отчетливо выделялись белые фигуры.

- Будь это на войне, - сказал я как-то Кириллу Афанасьевичу Мерецкову, - вас бы немедленно обнаружила авиация противника. Если передвигаетесь по дорогам, то уж и принимайте соответствующие меры...

- А ведь вы правы! - ответил Мерецков, вернувшись из полета».

За безаварийную работу и высокие показатели в учебно-боевой подготовке в 1932 году Степан Красовский был награжден орденом Красной Звезды.

В тот же день Я.И.Алкснис, командующий ВВС, прислал в Ивановский обком телеграмму: «Поздравляю ивановских пролетариев, партийные организации и советские органы с награждением командира авиа­отряда Красовского орденом Красной Звезды за исключительные достижения по боевой подготовке, при полном отсутствии аварий в течение трех лет. Внимание и помощь, оказанные ивановскими пролетариями отряду, обеспечили отмеченные успехи. Воздушный флот гордится вместе с вами этим награждением. Начальник ВВС РККА Алкснис».

Как жил отряд

У летчиков авиаотряда установилась крепкая дружба с рабочими города и области. Трудящиеся заботились о быте, питании и отдыхе летчиков. На собранные рабочими средства были построены не только самолеты, а еще два ангара, ремонтные мастерские, казарма для солдат и дом для летно-технического состава. Жили летчики в общежитии на улице Московской.

В 1932 году в городе был образован аэроклуб, получивший имя первого советского аэронавта Г.А.Прокофьева, самолеты аэроклуба базировались на том же Южном аэродроме, что и авиаотряд. Летчики взяли шефство над соседями. Отряд помогал аэроклубу в оборудовании учебных классов наглядными пособиями, макетами, снабжал кружки учебно-методической литературой. В свободные часы летчики шли к молодым рабочим, чтобы проконсультировать их по теории полета, штурманскому делу, помогали изучать сердце самолета - мотор. Шли не только в «летный дом», но и на фабрики и заводы, в школы и институты, к юношам и девушкам, увлекавшимся парашютным, планерным, авиамодельным делом.

- Командир ивановского авиаотряда Красовский работал преподавателем военного дела в Ивановском энергоуниверситете, - рассказывает заведующая музеем ИвГЭУ Вера Таланова. - Он вел авиационное дело. Студенты на аэродроме изучали самолет, прыгали с парашютом. Летать не летали, если только как пассажиры. В фондах музея есть воспоминания выпускников, занимавшихся у Красовского.

Из воспоминаний Красовского: «Навсегда запомнилось мне празднование первого Дня Воздушного флота 18 августа 1933 года. Свое летное умение молодежь продемонстрировала на аэродроме. Учлет Мансветов - рабочий типографии газетно-журнального комбината - на самолете По-2 показал виртуозное владение машиной. Не отстала от него и 19-летняя ткачиха Вера Жарова… В заключение состоялись прыжки с парашютом, катание на самолетах. Ударники ивановских предприятий увидели родной город с высоты птичьего полета. И это было лучшей агитацией за авиационный спорт, за то, чтоб молодежь еще дружнее шла в авиацию, обретала крылья».

Десятки прекрасных боевых летчиков дал стране знаменитый край текстильщиков. Только из ивановского аэроклуба вышло около 20 Героев Советского Союза. Многие летчики, начинавшие службу на Ивановской земле, прошли горнило Великой Отечественной войны, были награждены орденами и медалями.

В марте 1934 года Степан Красовский получил новое назначение командиром штурмовой авиационной бригады в Ленинградский военный округ. Через несколько лет город покинул и авиаотряд, он был переведен на Кавказ.

От авиамоториста до маршала

Степан Красовский родился в 1897 году в Могилевской области Белоруссии. Прошел 4 войны. В первую мировую унтер офицер Красовский был начальником радиостанции, в гражданскую - авимоторист, затем комиссар авиаотряда на Восточном фронте. После этих двух войн остался служить в авиации, стал профессиональным военным.

Уже после Ивановского авиа­отряда он окончил Воен­но-воздушную академию. В четвертую свою войну - финскую - он уже командовал авиа­ционной бригадой, а к началу Великой Отечественной - авиацией Северо-Кавказского фронта.

Всю войну генерал Красовский был на фронте, командовал авиацией Брянского фронта, а с 1943 года до Победы - 2-й воздушной армией. Соединения этой армии воевали на Западном, Воронежском и 1-м Украинском фронтах; участвовали в Курской битве, форсировании Днепра, освобождении Киева, Корсунь-Шевченковской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Нижне-Силезской и Берлинской операциях.

За умелое руководство воинскими соединениями и проявленные при этом личное мужество и героизм генерал-полковнику авиации Красовскому Степану Акимовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза.

После Победы герой войны продолжал службу на командных должностях: был командующим авиацией нескольких военных округов, военным советником по ВВС в Китае, начальником Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина. В октябре 1968 года маршал авиации Красовский вышел в отставку. Жил в Москве, ушел из жизни 21 апреля 1983 года.

Именем маршала авиации Красовского на родине, в городе Быхове, названа площадь. Улицы Красовского есть в Воронеже и посёлке Монино Московской области. В Монино также установлен бюст Героя. В Иваново, где начиналась командирская карьера будущего маршала, память о нем хранится только в музее энергоуниверситета. Хотя сохранился еще дом № 46 по улице Московской, в котором находилось общежитие летчиков авиаотряда, в свое время здание было поставлено на учет как памятник истории местного значения. Возможно, когда-нибудь здесь появится мемориальная доска в память о славной странице истории ивановской авиации и выдающемся военачальнике.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах