Проезжающие по трассе Ярославль-Иваново могли обратить внимание, что не так давно у поворота на село Тюгаево Комсомольского района появился новый указатель. Табличка с рисунком Золотой Звезды извещает, что здесь родина Героя Советского Союза Щербакова Сергея Васильевича. О прославленном земляке помнят только на его малой родине, но его имени до сих пор нет на мемориале у вечного огня в Иванове.
Ночная аэрография
Весной 1943 года интерес нашего генерального штаба вызвал железнодорожный мост через реку Десна недалеко от Брянска. Он имел стратегическое значение для гитлеровцев. Считалось, что мост подорван, по другим сведениям, мост будто бы был цел и по нему продолжали двигаться немецкие воинские эшелоны. Обычная воздушная разведка не давала однозначного ответа.
Нужный результат могла дать только аэрофотосъемка. Уже сама постановка задачи говорила и о значении моста, и о сильнейшей противовоздушной его обороне, имевшейся у противника. Взвесив все обстоятельства, командование решило провести аэрофотосъемку в… ночное время. Именно ночью ее можно было выполнить с наименьшим риском для экипажа. При выборе летчика для выполнения этой боевой задачи остановились на летчике Владимире Драгомирецком (в 1944 году он стал Героем Советского Союза). Бессменным штурманом его экипажа был Сергей Щербаков.
Апрельская ночь 1943 года выдалась хоть и темная, но благоприятная для аэрофотосъемки: воздух был чист, по-весеннему прозрачен. Экипаж действовал дерзко, штурман сразу вывел самолет на цель. Верно рассудили, что немцы постараются не обнаруживать себя одиночному самолету, и не ошиблись. Нигде не было ни единого огонька, но слабый лунный свет, пробивавшийся сквозь слоистые облака, выявлял Десну с ее характерными изгибами, и летчики были убеждены, что находятся над целью своего полета.
Сброшенная фотоавиабомба как гигантским рефлектором озарила огромный круг местности под ними, контрастно выявила все неровности рельефа и детали местности. Штурман Щербаков занимался своим делом: смотрел в визир прицела, отсчитывал секунды работы фотоаппарата. Драгомирецкий и вовсе замер, ведя машину так, чтобы она не дрогнула, не накренилась. Им было некогда глазеть по сторонам. Как раз в этот момент первые лучи прожекторов раскинулись веером и заметались овалами белых отсветов по потолку облаков. То и дело луч проносился совсем рядом с самолетом. Драгомирецкий не выдержал, спросил:
— Ну как там у тебя?
Помедлив несколько секунд, Щербаков выпрямил спину:
— Все, командир, три снимка сделал. Порядок!
— Осечки не будет?
— Не будет.
И тут их все-таки поймали лучи прожекторов. Драгомирецкий что было силы крутанул штурвал влево, опрокидывая самолет в отвесный крен. Щербаков ощутил, как повисает на ремнях. Десять, пятнадцать, двадцать секунд падения спиралью и... темнота! Самолет выскочил из прожекторного света. Глаза еще не видят, а душа радуется.
Пилот осторожно вывел двухмоторный бомбардировщик из глубокого крена и перевел моторы на форсажный режим. Через полтора часа Драгомирецкий вполне благополучно посадил самолет на своем аэродроме. Не успел летчик выключить моторы, как к самолету подкатили штабники, извлекли кассету и помчались в лабораторию проявлять пленку.
Доложив о выполнении задания командиру полка, Драгомирецкий со Щербаковым могли идти ужинать. Но им не терпелось узнать, получились ли снимки. Потолкавшись немного в штабе, они не выдержали и спустились в лабораторию. Снимки оказались удачными и подтвердили, что мост все-таки цел и действует.
Это только один боевой эпизод с участием нашего земляка. А за годы войны таких вылетов были десятки.
«Американец» лучше
Штурманом Сергей Щербаков прошел всю Великую Отечественную. Был инструктором по радионавигации, штурманом полка. Сам он не садился за штурвал крылатой машины, но делал все возможное, что-
бы грозная крылатая машина вышла точно на цель. Особенно важно это было в ночных вылетах, которых во фронтовой биографии Героя было множество.
Первый боевой вылет он совершил на седьмой день войны на самолете СБ. Уже через год прошел переподготовку на американский двухмоторный бомбардировщик B-25 «Митчелл», на котором воевал до Победы. Эти самолеты поставлялись в нашу страну по программе «ленд-лиза». Самолеты оказались по многим показателям лучше отечественных бомбардировщиков и полюбились нашим летчикам.
Американский двухмоторный бомбардировщик В-52 «Митчелл»/ Фото: АиФ
Вот как отзывался об этой машине Герой Советского Союза Александр Дудаков, однополчанин Щерабкова: «Б-25 был настолько простой и хороший самолет, что мне кажется, проще, чем У-2. Два мотора, два киля в створе винтов. Он послушный был. Еще и трехколесный. Взлетаю: дал газы, скорость набираю, беру штурвал на себя, оторвался, шасси убрал и пошел. И сажусь: сел, бежит, опускаю переднее колесо, притормаживаю, и все. Простой в технике пилотирования настолько, просто не могу сказать. Я любил этот самолет».
На этом «американце» наш земляк около 200 раз поднимался во фронтовое небо. Вылетал в глубокий тыл врага, на бомбардировку Берлина и Кенигсберга, Кельна и Констанцы. Экипаж, в котором был Щербаков, часто шел или первым или последним в отряде. Если первым, то в качестве осветителя целей, что налагало большую ответственность. Именно он должен был вывести самолет ночью точно на замаскированную цель и сбросить осветительные бомбы, по которым ориентировались уже остальные самолеты. В другом случае, уходя последним от цели, фотографировал результаты бомбометания. Нужно было выдержать самолет на прямом курсе определенное время, это при том, что во всю неистовствовали зенитки.
За время войны был пять раз сбит, но всегда возвращался в строй. Однажды в июне 1944 года жене даже ушла похоронка, вернее извещение о том, что ее муж не вернулся с боевого задания, т.е. пропал без вести. А в это время гвардии майор Щербаков сражался в партизанском отряде им. Щорса на белорусской земле. Вернувшись на большую землю, вернулся к летной работе.
В наградном листе на присвоение звания Героя Советского Союза, подписанном командиром полка в победном мае 1945 года, говорится: «как опытному и отлично знающему штурману командование поручало самые ответственные боевые вылеты, как то дальние цели по спецзаданию, выброски в глубокий тыл агентов, фотографирование и подсветка целей, разведка погоды».
Через год после победы, в мае 1946 года, в газетах был опубликован Указ о присвоении звания Герой Советского Союза военным летчикам, отличившимся на завершающем этапе войны. Среди них был и ивановец Сергей Васильевич Щербаков.
Жизнь героя
Крестьянский сын Сергей Щербаков вряд ли мечтал с детства стать летчиком. Он рано остался сиротой. В 1918 году, когда мальчику было 4 года, в боях с интервентами под Архангельском погиб отец. А еще через шесть лет из жизни ушла мать. В начальную школу мальчик пошел в своем селе. А вот уже в семилетку пошел в школу в соседнем Осенево (ныне уже в Ярославской области). Ходил пешком в любую погоду почти два километра туда и столько же обратно.
Во время учебы и после школы работал помощником заведующего магазином в Тюгаевском сельпо, а с сентября 1932 года, после окончания курсов, трудился шофером на Ивановской ГРЭС. Эта профессия и определила его армейскую специальность. В декабре 1933 года юноша Сергей Щербаков был призван в армию и направлен в бронетанковые войска. Уже со срочной службы поступил в военное училище. В 1937 году стал кадровым командиром танкистом, но ненадолго.
Через год он сменил землю на небо. В 1938 году написал рапорт и по собственному желанию был зачислен в Харьковское авиационное училище, получил новую военную специальность – штурмана самолета-бомбардировщика.
После Победы еще больше 10 лет продолжал службу в авиации. После увольнения в запас жил в городе Николаеве, в Украине. Ушел из жизни герой-фронтовик в 1973 году.
Так распорядилось судьба, что на родине о нем, как о герое узнали только в 1980-е годы. До сих пор его имени нет на мемориале героев-ивановцев в областном центре. Только в родном Комсомольске, у вечного огня есть памятная доска с именем героя. Да вот еще появился указатель на трассе Ярославль-Иваново.