«Девочка, играя куклой, любя её, будет лепить себя по ней. И только от нас, родителей, зависит, как в дальнейшем сложится судьба наших детей: будут ли они страдать анорексией, чтобы быть похожими на Барби, или выберут другие приоритеты, сделав акцент на красоте внутренней», - рассуждает Олег МАРОВ.
История большой любви
Татьяна Матвеева, vlad.aif:- Олег, по образованию вы - художник. Расскажите, почему выбрали эту профессию?
Олег Маров: - У меня в роду нет художников. Мне просто очень нравилось писать картины. Но рисовал я немного. В кризисные 90-е было не до искусства. Пришлось устраиваться в механосборочный цех, на фрезерные станки, работать аккумуляторщиком на Камвольном комбинате, одним словом, приспосабливаться к жизни.
Спустя некоторое время, когда экономическая ситуация в стране стала налаживаться, люди потянулись к искусству. Тогда появились заказы на картины. Чаще всего ивановцы заказывали пейзажи - спокойную осень или крещенские морозы. Лично для себя и в подарок.
Т.М.: - В те же годы вы стали создавать кукол?
О.М.: - Нет, это произошло позже. Но катализатором стала одна история - история большой любви. Собственно, она и определила мой дальнейший род занятий.
В 1993 году ко мне пришла женщина и принесла куклу. Это была свадебная кукла. Она хотела её отреставрировать. Кто-то из детей разбил кукле часть лица. А она была своего рода символом счастливой семейной жизни. Супруг этой женщины умер, и в память о нём, об их большой и сильной любви она очень берегла эту куклу. Отказать я не мог.
Работа предстояла сложная: нужно было восстановить покрытие. А так как я этим никогда раньше не занимался, я поехал на ивановскую фабрику игрушек - получить консультацию. Тогда фабрика ещё работала в полную силу.
Т.М.: - Что интересного увидели на ивановской фабрике игрушек?
О.М.: - Процесс создания кукол из пресс-опилок впечатлил. В день их выпускали 50 штук. Я устроился работать на фабрику. Изучил технологию создания, и мне доверили самому изготовить куклу. На это у меня ушло две с половиной недели. Очень долго! Для сравнения: кукла из полиэтилена отливается, расписывается и одевается в течение 35 минут. Но вскоре цех по производству кукол закрылся.
Красота и скромность по-ивановски
Т.М.: - А вы стали кукольным мастером?
О.М.: - Да. С тех пор этим и занимаюсь - уже 15 лет. Заказов на реставрацию и создание новых кукол на год вперёд. Дело в том, что в России практически никто не занимается такой трудоемкой работой: никто не работает с пресс-опилками и не умеет готовить эмаль. Это вообще самое сложное в ивановской кукле. Поэтому приезжают из разных городов. Недавно даже из Франции прислали на восстановление куклу.
Т.М.: - В Иванове много людей, которые коллекционируют кукол ивановской фабрики?
О.М.: - Немало. Это люди разных социальных статусов и возрастов: есть и учителя, и военные, и создатели частных коллекций кукол. Поначалу ивановская фабрика брала за основу традиции других известных производств. А сегодня она сама стала традицией. Вообще, ивановская кукла на аукционах долго не ждёт продажи, даже за границей. Куклу ивановской фабрики всегда можно отличить от какой-то другой - по росписи, одежде, цвету лица.
Т.М.: - Как происходит процесс создания куклы по технологии пресс-опилок?
О.М.: - Рождение куклы похоже на процесс рождения ребёнка. Мастер может несколько месяцев лепить тело, особенно тщательно продумывая черты лица. Потом подбирает одежду. Сам кроит, выбрав определённый стиль, шьёт для куклы обувь. Наконец, делает макияж, причёску. Эти куколки очень хрупкие: боятся сырости, резкого перепада с холода на тепло - эмаль потрескается.
Т.М.: - То есть вы еще в своем роде и модельер?
О.М.: - Я отслеживаю модные тенденции. Но, замечу, старинным куклам современная вычурность в одежде не подходит. И новых красавиц я наряжаю с таким же учётом: скромно, но со вкусом. Раньше так работали мастера: акцент делался на лицо, а не на платье.
Т.М.: - У каждого автора есть свой почерк. У вас какой?
О.М.: - Кукла - небольшой образ человека. И когда мастера её создают, конечно, вкладывают в неё частичку себя. Поэтому куклы такие разные.
У меня как такового авторского почерка нет. Но я, безусловно, вношу свою изюминку.
Т.М.: - А восстанавливать у старинных кукол чаще всего приходится лицо? Так сказать, делать пластическую операцию?
О.М.: - Да. Эти куколки очень хрупкие. Уронишь, может отколоться носик. Поэтому в советское время девочки старались очень бережно и аккуратно обращаться с куклами. Но многие хозяйки кукол с дефектами часто выбрасывали их на помойку. А сейчас стоимость кукол начинается от одной тысячи и доходит до 50 тысяч рублей - в зависимости от года выпуска, от состояния. Кукла Цыганочка 1960-1970-х годов в идеальном состоянии может стоить и 100 тысяч рублей.
Мечта о музее ивановской куклы
Т.М.: - Кстати, к вопросу о преемственности поколений. Неплохо было бы создать музей ивановской куклы…
О.М.: - Я ещё в 1990-е годы продвигал эту идею. Тогда на меня, 20-летнего парня, посмотрели, мягко говоря, как на сумасшедшего. Несколько раз ходил к тогдашнему мэру, говорил, что технология создания кукол из пресс-опилок уникальна. В Советском Союзе уже в 1960-е годы кукол по этой технике не выпускали как нерентабельные и убыточные. И ивановская фабрика - единственная в СССР, которая бережно хранила эту технологию до 1994 года.
Я считаю, что необходимо сохранить эту технологию. Это наше наследие. Более того, можно было начать обучать детей лепить кукол. Думаю, многим это было бы интересно, хотя бы даже познакомиться с советским прошлым.
Т.М.: - А нужно ли это современным детям?
О.М.: - Уверен, что обязательно нужно. Современные дети должны видеть что-то эстетичное, красивое. А ивановские куклы - образец женственности. Они не позволяют проявляться половому созреванию раньше, чем нужно, в отличие, например, от Барби и Кенов. У них нет половых признаков, но есть душа.
У нас в детстве многие девочки мечтали о таких куклах. Самой популярной была Цыганочка, не с клеевым париком, а с тем, который можно расчёсывать. Это ноу-хау появилось на ивановской фабрике с 1982 года. И если у какой-то девочки была такая куколка, ей пол-улицы завидовало.
Для нас, советских детей, игра в куклы представляла собой первые попытки определить свое место в социуме. Девочка чаще всего представляла себя любящей мамой.
А от современных стандартов красоты нарушается психика. Ведь все проблемы родом из детства. Кукла - важный фактор в воспитании детей, и мальчиков в том числе.
Кстати, многие ли современные дети слышали о таких куклах как Русский Ванька, Василий Тёркин, Дядя Стёпа-милиционер? А ведь были и военные куклы. Вот почему я говорю о том, что необходимо создать музей этих кукол.