- Аэрографию я бы назвал возможностью проявить свой творческий потенциал. Причём не только художнику, но и владельцу автомобиля. Я бы даже назвал её средством от праздности, лени и вредных привычек, - говорит Александр ДОМНИН, колорист и без пяти минут дипломированный художник.
В детстве, как многие мальчишки и как отец, Александр Домнин из Шуи мечтал стать пожарным-спасателем. Но в 14 лет неожиданно для всех в нём проснулся талант художника. Сейчас он получает диплом по этому направлению, а его творческие работы каждый день видят многие жители и гости города Иванова и области.
Планетарный масштаб
Татьяна Матвеева, vlad.aif.ru: - Александр, вы - профессиональный художник?
Александр Домнин: - Пока ещё нет. Признаюсь честно, я - самоучка. Помню, лет в 14 впервые решил нарисовать портрет родственника. И ему понравилось. Потом стал писать портреты друзьям. И многие говорили: похоже! На тот момент у меня не было знакомых художников-профессионалов, которые могли бы точно сказать, стоит во мне развивать эту творческую жилку или нет. Поэтому живопись для меня была, скорее, увлечением, которым я занимался в свободное время.
Т.М.: - То есть, думая о выборе профессии, вы не пошли учиться на художника?
А.Д.: - Тогда - нет. Это в настоящее время я твёрдо нацелен стать дипломированным художником. И аэрографией (одной из живописных техник изобразительного искусства, в том числе на автомобилях) занимаюсь серьёзно. Не исключено, что это хобби станет основным моим занятием, источником дохода.
Т.М.: - Давайте по порядку: когда и почему вы стали разрисовывать автомобили?
А.Д.: - Некоторое время я работал в автосервисе колористом, подбирал краски для автомобилей, получивших повреждения в результате дорожных аварий. Идея заняться аэрографией возникла спонтанно, как желание писать портреты в 14 лет.
Но я не сразу решился. Сначала тренировался на более мелких вещах. Так, раскрашивал телефоны, ноутбуки, компьютерные мыши. За полтора года набил руку и переключился на более объёмные объекты. Совместно с супругой разработал экспозицию на семейный автомобиль «Тойота Карина Е». Ирина попросила, чтобы на капоте была тигрица. А я немного добавил креатива: разместил её среди планет. Вот такой планетарный капот у нас получился.
Вскоре под мастерскую я оборудовал гараж, куда впоследствии стали приходить сначала друзья, а потом и другие интересующиеся аэрографией автовладельцы.
Выручила акула
Т.М.: - Наверное, аэрография больше популярна среди молодёжи?
А.Д.: - Это верно. Чаще всего рисунки заказывают молодые люди и девушки, которые хотят выделиться из толпы, поймать заинтересованные и даже восхищённые взгляды прохожих и других автомобилистов. Но активно интересуются аэрографией и люди среднего возраста.
Т.М.: - Влияет ли картинка на капоте на безопасность на дороге?
А.Д.: - Думаю, нет. Вообще, аэрография - это не только возможность подчеркнуть свою индивидуальность.
Т.М.: - А что ещё?
А.Д.:- Это хорошее противоугонное средство. Согласитесь, что машина с картинкой запоминается, особенно если у нее покрашены 5-6 элементов. А это значит, что на неё обязательно обратят внимание, запомнят, где видели. В случае угона такой автомобиль будет проще обнаружить. Да и угоняют такие машины, если верить российской статистике, реже, чем обычные.
Впрочем, аэрография может решить и ещё одну проблему - с подбором цвета.
Т.М.: - Расскажите подробнее...
А.Д.: - Был в моей практике такой случай. Владелец грузовой фуры, занимающийся грузоперевозками, попал в непростую ситуацию: мастера в автосервисах, куда он ни обращался, не могли подобрать цвет к его автомобилю. Владелец пришёл, попросил выручить. Я подумал, да и нарисовал на проблемном месте акулу.
Видели бы вы реакцию водителя. Он был не просто приятно удивлен - шокирован! Акула не только решила проблему с подбором цвета, но и сделала автомобиль индивидуальным, непохожим на «собратьев». И владелец с большим удовольствием ездит на ней до сих пор.
Тигриные замашки
Т.М.: - Какие экспозиции чаще всего заказывают автомобилисты?
А.Д.: - Обычно это изображения хищных животных: тигров, пантер, акул, снежных барсов. Но просят изобразить и абстрактные рисунки. У девушек распространена цветочная тема: веточки, цветочки, бабочки.
Есть картинки в стиле «техно». Иногда просят сделать обычные полоски на капоте или крыльях. Чаще всего аэрография делается на капоте, на бампере, на крылья и дверях. Довольно редко на крыше автомобиля.
Т.М.: - Сколько времени уходит на создание картинки?
А.Д.: - Безусловно, время изготовления аэрографии зависит от сложности рисунка, от того, сколько автомобильных элементов должно быть покрашено. Могу сказать, что по трафаретам разукрашивать транспортное средство и проще, и быстрее. Чёрно-белые экспозиции «оживают» быстрее, чем цветные.
В любом случае, непрерывно художник (не только аэрографист) может работать не более трёх часов подряд: слишком высокая нагрузка на глаза. Ведь здесь нужно не просто изобразить нечто, а сделать это со строгим соблюдением технологии, передать оттенки цветов.
Т.М.: - О цвете, кстати. Какие цвета пользуются наибольшей популярностью: яркие или более спокойные, приглушенные?
А.Д.: - В принципе, любой цветовой спектр. Но здесь есть один нюанс: рисунок и его цветовая гамма должен соответствовать общему цвету автомобиля, гармонировать с ним, передавать оттенки основного цвета.
Кстати, моя супруга, поддерживая меня, перед началом моей работы даёт консультацию как дипломированный художник. И я часто прислушиваюсь к её советам.
Т.М.: - Александр, было бы интересно узнать о технологии нанесения рисунка на поверхность автомобиля. Расскажите кратко.
А.Д.: - Автовладельца я заранее прошу определиться с экспозицией. Зачастую картинку мы додумываем вместе. И многие просят добавить к экспозиции нечто своё. Но в любом случае она должна заказчику нравиться.
Как только определились с рисунком, приступаем к работе. Я начинаю с подготовки поверхности автомобиля, исследуя её на предмет вмятин, сколов и царапин.
Вообще, специалист, занимающийся аэрографией, должен качественно подготовить машину к творческому процессу. То есть если есть дефекты, необходимо их удалить, выкрасить и залачить. И потом по лаку наносить рисунок. А в заключение на него наносится ещё слой лака. Тогда результат порадует.
Т.М.: - Говорят, сейчас на смену обычным автомобильным краскам пришли краски на водной основе. Они действительно лучше?
А.Д.: - Процесс нанесения рисунка на автомобиль нельзя назвать простым. И на итоговый результат, конечно же, влияет качество краски. Краски на водной основе современнее, надежнее и давно применяются в заграничных странах. Но я рисую и обычными автомобильными красками. Мечтаю сделать аэрографию в стиле 3D. Но проблема в том, что в Интернете нет видеоуроков на русском языке.
Т.М.: - Реакция автомобилистов, которые приехали забирать свой транспорт?
А.Д.: - Положительная. Кто-то восхищается, а кто-то от души улыбается.
Т.М.: - По вашему наблюдению, есть ли в Иванове предпосылки для дальнейшего развития аэрографии?
А.Д.: - Она ещё только входит в моду. В Шуе, например, пока ещё не так много людей, которые ездят с аэрографией на авто. Но, по моему наблюдению, их становится всё больше.
За границей, например, это искусство стало популярным несколько десятков лет назад. Но и у нас в последнее время, по моим ощущениям и наблюдениям, автомобилисты повернулись лицом к аэрографии. То есть стали чаще интересоваться, заказывать и пробовать сами. А почему бы нет?
Я, к примеру, случайно открыл в Интернете ролик о том, как это делается. Смотрел с упоением, а потом стал пробовать, воплощать задуманные проекты в жизнь.
Т.М.: - Есть определённая категория людей - автомобилисты и люди без транспорта, которые очень негативно относятся к такому рисованию. Что можете сказать им?
А.Д.: - О вкусах, безусловно, не спорят. Но, согласитесь, аэрография, помимо того, что это творчество, играет важную социально значимую функцию: она способна занять молодёжь, таким образом, отвлечь от вредных привычек, от улицы. Уже только за это, я думаю, она требует уважения.