Закулисье волшебное. Когда театр - смысл жизни

Анна Лузгина: «Спектакль «Три сестры» - один из моих любимых». © / Владимирский областной драмтеатр

   
   

Накануне Международного дня театра нам удалось поговорить с актрисой Владимирского драматического театра Анной ЛУЗГИНОЙ.

Быть первопроходцем

Елена Седова, vlad.aif.ru:- Анна, что для вас театр: призвание или работа? Давно ли вы на сцене?

Анна Лузгина: - На сцене я уже 10 лет, и театр для меня давно стал смыслом жизни. А всё берёт своё начало ещё в детстве. Я училась  в музыкальной школе, много участвовала в конкурсах чтецов, в школьной самодеятельности… И когда моя мама увидела объявление о наборе на актёрский курс народного артиста России Николая ГОРОХОВА в колледж культуры и искусства (а он был экспериментальным, новым),   она предложила мне попробовать. У меня получилось, и с тех пор театр - часть моей жизни. А после окончания колледжа я поступила в институт, закончила бакалавриат, а потом и магистратуру, чтобы иметь возможность преподавать. Хотя в роли преподавателя я выступила сразу же после окончания колледжа.

Е. С.: - Выбрав творческую профессию, вы пошли по чьим-то стопам?

А.Л.: - Нет, это только мой выбор. Сначала я собиралась идти в музыкальное училище по классу фортепиано. Но в какой-то момент стало ясно, что быть просто педагогом я не хочу, и музыка - это не моё. Актёров в нашей семье до меня не было, а теперь вот я и мой муж - тоже актёр. 

   
   

Как мечта стала реальностью

Е. С.: - У вас есть любимые актёры или те, кто вдохновил вас заняться театром?

А.Л.: - Я родилась и училась в Вязниках и первый раз попала в театр уже в 10 классе. Тогда я победила в городской олимпиаде по русскому языку и литературе, меня отправили на областную олимпиаду. Одним из «призов» были билеты во Владимирский театр - мы ходили на спектакль «Рюи блаз». Мне тогда всё безумно понравилось, а особенно Наталья ЛЕВИНА в главной роли. А спустя несколько лет я сама выходила с ней на одну сцену. Вот так моя мечта стала реальностью. Я уверена, что в жизни нет ничего невозможного.

Е. С.: - Есть ли признание Владимирского драмтеатра у местных зрителей?

А.Л.: - Конечно, зритель был, есть и будет. Просто есть  спектакли, которые не очень хорошо принимают. Например, у «Короля Лира» есть свои ценители и любители, но у него нет всеобщего признания. Владимир не очень любит трагедии, поэтому спектакль идёт очень редко. Но с «Лиром» мы участвовали во многих Российских и Международных конкурсах - и с большим успехом! А из Херсона (фестиваль «Мельпомена Таврии») привезли Гран-при!

В театр - как на праздник?

Е. С.: - Идеальный зритель, какой он для вас?

А.Л.: - Внимательный зритель, который ничего не ест во время спектакля, у которого выключен телефон, и который просто приходит в театр с большим желанием. Иногда хочется, чтобы зритель пришёл не просто отдохнуть, а о чём-то подумать, открыть что-то для себя. Театр - это ведь не только развлечение, и мы все очень хотим, чтобы после спектакля у зрителя что-то осталось в сердце и голове.

Е. С.: - Соблюдают ли зрители дресс-код?

А.Л.:- Это давно ушло на задний план - не только у нас, но и, например, в московских театрах. Если раньше поход на спектакль был праздником, и нужно было надеть вечернее платье, переобуться, то сейчас это стало будничным делом. Хотя в опере ещё осталось это ощущение праздника - там дресс-код соблюдают. 

В числе новосёлов

Е. С.: - Какие есть проблемы в театре? Жильём иногородних актёров не обеспечивают?

А.Л.- Наконец-таки в этом году областные власти в подарок театру выделили две квартиры. Кстати, в их числе и мы с мужем, что очень нас радует! Иметь своё жильё - большое счастье. Помню, когда мы поступали учиться, практически все были иногородними. И нам обещали, что нас трудоустроят в театре и обеспечат жильём. Если первое обещание выполнили, то второго пришлось ждать 10 лет. Экс-губернатор Николай ВИНОГРАДОВ каждый год обещал решить наш вопрос, но дело с мёртвой точки не сдвигалось. Нам приходилось жить в общежитиях, снимать квартиры, комнаты…Помню, когда я первый год работала в театре, то платила за съёмную комнату четыре тысячи рублей, а зарплата была - три тысячи. Несоизмеримость доходов и расходов заставляла «крутиться» и искать другие заработки. И вот, наконец-то, старые обещания стали выполнять. Мы надеемся, что две квартиры - это только начало, потому что в театре есть ещё люди, которым нужно жильё. 

«…и тут сцена рухнула!»

Е. С.: - То есть можно уже сказать, что поддержка властей стала более ощутимой?

А.Л.: - Да, безусловно. Кроме улучшений в жилищном плане, нам стали выделять губернаторскую надбавку. Такие дотации театру есть практически во всех регионах, потому что прожить на голый оклад в 7 тысяч и при этом ещё снимать квартиру и содержать семью - невозможно. Конечно, остаются и проблемы. В нашем театре очень старый и скрипучий пол, который нужно менять. Требуют замены или починки и подъёмные механизмы. Пришёл в негодность и автобус, принадлежащий театру. Неплохо было бы построить и ангар для декораций, потому что сейчас их хранят прямо на сцене, и порой их поломки  становятся причиной списания некоторых спектаклей. Но это всё, я думаю, постепенно обновится. Кстати, однажды произошёл такой случай: мы играли «Евгения Онегина», и вдруг что-то случилось с декорациями, и сцена просто провалилась. Хорошо ещё, что никто не пострадал - по счастливой случайности на месте провала никого не было. В этот интересный момент как раз звучал такой текст: «Ах, новость, новость, да какая!», и тут-то сцена и рухнула. А после этого у Татьяны (то есть у меня) монолог, в котором по тексту героине трудно дышать и говорить после встречи с Онегиным. А я действительно не могла вымолвить ни слова - от такого шока в горле стоял ком…Но всё хорошо, что хорошо заканчивается. А закончилось всё выговором работникам сцены и заменой вышедших из строя частей. И сейчас уже вспоминаем тот случай как забавный, но тогда было не до смеха. 

Е. С.: - Анна, вы из тех актрис, кто следует беспрекословно режиссёру, или из тех, что часто отстаивают собственное видение роли?

А.Л.: - За эти годы я научилась верить и доверять режиссёру, но всё равно на репетициях часто всплывает и собственное «Я» - бывает, что импровизирую, ищу что-то своё. Но тут уже совместная работа актёра и режиссёра. Хотя однажды я плакала на репетиции, не соглашаясь с трактовкой своей роли, но, думаю, что, вообще-то, я не имею на это права. Я могу не соглашаться с чем-то, но сначала это нужно попробовать сделать, как и то, что предлагаю я взамен на что-то. В театре есть такое правило - не надо слов, показывай на деле. 

Мужчины в дефиците

Е. С.: - Театр и кино для вас разные вещи? Если бы была возможность, стали бы сниматься в кино?

А.Л.: - Я снималась в дипломной работе студента Высших курсов режиссуры в Москве (короткий метр) и в некоторых сериалах.  Но это всё очень небольшой опыт. Чтобы всерьёз заняться съёмками, нужно всё бросить здесь - хотя бы на время - и ехать, участвовать в кастингах. А как бросишь репетиции, спектакли? Конечно, если бы была такая возможность - сниматься без ущерба театральной деятельности, я бы стала это делать. Честно говоря, сняться в кино - моя мечта. 

Е. С.: - Кому легче в театре? Мужчине или женщине?

А.Л.: - Мужчине, безусловно. На актёрские и театральные факультеты молодых людей поступает очень мало, всё больше девушек. Так и в театре потом - мужских ролей всегда больше, их ценят, жалеют, берегут… Да и конкуренции среди них меньше. Но если не ограничиваться театром, в жизни все равны - и мужчины, и женщины.  

Е. С.: - Как будете отмечать ваш профессиональный праздник?

А.Л.: - Обычно в Международный день театра мы устраивали капустники, но в этот раз мы будем играть спектакль, а потом у нас будет банкет, на котором мы будем друг друга поздравлять и показывать «капустнические» и вокальные номера. Хочу поздравить всех актёров, ценителей и любителей театра и пожелать всем творческих успехов, любви к своему делу, стремлений и исполнения желаний! А зрителям… Приходите к нам в театр, мы очень всех ждём!