Недавно коллектив занял I место в показательных выступлениях в чемпионате России по историческому фехтованию в Лужниках. Основатель и руководитель «Русичей» - Сергей ОВСЯНКИН - многократный чемпион России и СССР, призёр чемпионата Европы по гиревому спорту. Его по праву называют живой легендой Меленковской земли.
Елена Седова, vlad.aif.ru: - Сергей Анатольевич, идея создать дружину появилась давно?
Сергей Овсянкин: - С одной стороны, эта идея возникла случайно, а с другой - наверное, к этому меня подталкивала вся моя предыдущая жизнь, начиная с самого детства. Тогда я, будучи шестилетним мальчишкой, вместе со старшим братом и его друзьями пропадал в лесах, играя то в индейцев, то в русичей-богатырей. Мы сражались на деревянных мечах, стреляли из лука, рогаток, метали дротики, копья, топоры… У нас были даже свои землянки, шалаши и избушки. А уже позднее пришло увлечение книгами по истории Руси и занятиями разными видами спорта.
Начинали с подвала
Е.С.: - А с возрастом не стало меньше времени на богатырские забавы?
С.О.: - Наоборот, когда у меня родился младший сын Александр, мне захотелось сделать его детство таким же интересным и насыщенным, как и моё. И в апреле 1989 года, уже будучи неоднократным чемпионом Советского Союза и России по гиревому спорту, я решил организовать уличный спортивный клуб «Сила молодецкая». В него вошли все ребята 9-10 лет из пятиэтажки, где жила моя семья. До самой осени мы занимались на зеленой лужайке за домом, а зимой мыкались по разным залам, пока в подвале дома не сделали себе маленький зальчик. Гиревое жонглирование, борьба, рукопашный и палочный бои - вот чем мы занимались первые годы существования… А на одном из чемпионатов Советского Союза меня пригласили в Московский театр Силы. И как-то в Лужниках, на празднике, который проводила газета «Московский комсомолец», директор театра Олег ГОРИНОВ познакомил меня с фольклорной группой «Ристала» из Владимира. Они пропагандировали русский кулачный бой и воинские славянские обряды. Увидев, как они виртуозно работают с оружием, я «заболел» этим. А вернувшись домой, заказал кузнецу пару сабель, мечей и наконечники для копий. Восторгу ребят не было предела! Я понял, что нашёл путь, по которому теперь буду идти до конца. К нашим силовым упражнениям добавились красота и искусство владения боевым клинковым оружием. Вот так из «Силы молодецкой» мы превратились в «Юных Русичей».
Штучный товар
Е.С.:- Вашему народному коллективу уже четверть века. Не угас ли интерес к истории и такому виду деятельности у молодёжи?
С.О.: - Скорее, поменялась сама молодёжь. Когда не было ни компьютеров, ни Интернета, дети буквально рвались на занятия. Если раньше ребята могли в зале провести весь день и их приходилось чуть ли не выгонять, то сейчас им надо успеть многое: и в Интернете посидеть, и погулять, и ещё что-то сделать. Хотя тех, кто ходит на занятия, никто не заставляет - ни родители, ни я - это только их желание. И большинство уверены, что реальные ощущения намного важнее виртуального мира. Прочувствовать их можно только через пот, мускульное напряжение, ссадины и ушибы. Что же касается любви ребят к истории, то заинтересовать их было не так уж и сложно. Попробуйте сами облачиться в исторические доспехи, взять в руки меч, щит или копьё и провести бой. Адреналин и желание выжить перевернут ваше сознание с ног на голову и обратно! Вы почувствуете сопричастность к великим битвам и к героической истории русского народа. А вообще, я не стремлюсь просто занять свободное время детей, я стараюсь сделать из них профессионалов-бойцов, которые бы славили наши Меленки и Владимирскую область. И это должен быть «штучный товар». Лучше из двух-трёх ребят сделать мастеров, чем выпускать их оптом.
Е.С.: - Коллективу «Русичей» нет аналогов. Почему?
С.О.: - Так оно и есть. Ведь в нашем «арсенале» не только искусство боя - рукопашный бой, гиревое жонглирование, русское богатырство, но и детские и военные игрища, которые развивают реакцию и сноровку, а ещё и песни, пляски, театральные постановки… Сначала ребята всё это изучают - в теории и на практике, а потом показывают на сцене. В нашем «рабочем» коллективе, который ездит на выступления, около 30 человек. Причём самому младшему 10 лет, а самому старшему - около 60. Но в основном составе всё же большинство молодых людей лет 25-30, что называется, кровь с молоком. Хотелось бы, чтобы на занятия начинали приходить лет с 12-13, потому что младшим тяжеловато и бывает опасно. С железом - гирями и мечами - шутки плохи… У нас есть и девушки, но их мы всё-таки щадим. В основном, они ездят с нами, когда это нужно для программы выступления - танцы, песни, массовка… «Русичи» побывали с выступлениями во многих городах - в Питере, Москве, Нижнем Новгороде, Александрове, Ставрополе, Вологде… Всего и не перечислить.
Всё по-настоящему
Е.С.: - Одежда и атрибуты, с которыми вы выступаете, - настоящие?
С.О.: - Конечно, это реальные вещи, хотя и не полностью реконструированные. К сожалению, на полную реконструкцию у нас нет времени - наша основная деятельность - «зрелищная». А если следовать реконструкции в полном смысле этого слова, нужно и одежду на руках шить, и отращивать длинные волосы, бороды. Вообще же, всё, чем мы пользуемся, настоящее. Мечи, гири, шлемы, кольчуги… Доспехи, например, делаем из чешуи - разобранных армейских бронежилетов, кольчуги - из проволоки.
Е.С.: - Если всё настоящее, нет ли большого риска на выступлениях для первых рядов и для самих выступающих? Несчастных случаев не было?
С.О.: - Чего-то серьёзного не происходило, к счастью. Бывало, что человек не успевал защититься и противник наносил удар в шлем, тогда минут 10 он лежал в отключке. Рассечения, ушибы - редко, но бывали. Если в других клубах это сплошь и рядом, то у нас подготовка более профессиональная. И зрители не боятся. Наши выступления пользуются огромным успехом. Бывает даже, что бабушки плачут - не потому, что страшно или жалко, а оттого что «пробирает». Порой для себя делают открытия и военные: после выступления жмут руки и обнимают, говоря, что даже они не знали, что на Руси были такие воинские обряды. Наше русское боевое искусство в России находится не на должном уровне - ему не уделяется должного внимания, к сожалению. И история наша, по сути, начинается с IX-X веков с приходом христианства, а всё, что было «до», - предпочли забыть, оставив только то, что было выгодно. Оно и понятно - рабами управлять легче, чем свободным народом.
Сдержит ли обещание?
Е.С.: - У вас есть заветная мечта?
С.О.: - Мечта есть, но уже долгое время она остаётся нереализованной. Хочу построить музей-крепость - Богатырскую заставу. В позапрошлом году накануне Дня Победы на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны и представителями военно-патриотических клубов страны обсуждали, как восстановить пробел в военно-патриотическом воспитании молодёжи. Дмитрий МЕДВЕДЕВ, тогда ещё президент России, предложил больше снимать хороших фильмов и создавать новые музейные экспозиции. Представители нашего коллектива лично обратились к Дмитрию Анатольевичу с просьбой помочь в создании этой крепости. Меленки находятся на стыке 3 областей, а, значит, в военно-патриотическом воспитании можно сотрудничать между регионами. Президент попросил подготовить все необходимые документы с макетом и обещал подумать, как это воплотить в жизнь. Но вот прошло уже два с половиной года - пока никаких подвижек в этом деле нет, обещание так и не выполнено, и мечта остаётся мечтой. Видимо, такое у нас отношение к военно-патриотическому воспитанию молодёжи… А ведь проект получился бы очень интересный!
Досье
Сергей Овсянкин родился в1959 году в г. Меленки. Окончил среднюю школу №2. Работал инструктором по физкультуре, тренером-преподавателем на льнокомбинате. За достижения в гиревом спорте его имя вписано в таблицу Всесоюзных достижений по гиревому спорту. 5-кратный чемпион СССР по двоеборью, 11-кратный чемпион в толчке и рывке, призёр Кубка СССР и Спартакиады народов СССР, 10-кратный чемпион России. Имя Сергея Овсянкина занесено в Книгу рекордов Гиннесса.