А 11 декабря традиционно по всему миру отмечают День танго.
Обо всех тонкостях этого страстного танца мы поговорили с Дарьей ЩЁЛОКОВОЙ, одной из немногих преподавателей танго во Владимире.
На паркете - с детства
Елена Спирина, vlad.aif.ru: - Как вы пришли к танцам?
Дарья Щёлокова: - Танцами я занимаюсь с самого детства. На хореографию, как это водится, отдали родители, когда мне было лет 6, но я об этом ничуть не пожалела. Конечно, сначала было не танго. Его я стала танцевать в паре, когда получила первый разряд - с 9 лет. Тогда мы, дети, ещё не понимали всей сути этого танца, нас учили просто переставлять правильно ноги. И сейчас с позиции взрослого человека я могу сказать, что на конкурсе, где мы выступали с танго впервые, было очень смешно на нас смотреть - особенно нашим родителям. И только с годами этот танец приобрёл настоящий смысл и наполненность.
Е.С.: - Что для вас танго?
Д.Щ.: - Вообще, танго подразделяется на много разных форм и стилей, но два основных его вида - это социальный танец и танец спортивный. Лично для меня танго - больше спортивный танец, поскольку чаще всего мне приходилось его танцевать в рамках спортивной программы, куда он вошёл лишь в начале XX века. Изначально же он был народным аргентинским танцем. Кстати, раньше его танцевали только мужчины! Причём он всегда был парным. И только спустя многие-многие годы, когда он стал европеизироваться, в нём стали участвовать и женщины.
Танго - это, скорее, моё большое хобби, которое стало приносить и дополнительный доход. Преподавая танго, танцуя этот танец, я отдыхаю, и мне это нравится.
Длиною в жизнь
Е.С.: - Как быстро можно научиться танцевать танго? Как это получилось у вас?
Д.Щ.: - Мне кажется, что этому нужно учиться всю жизнь. И чтобы до конца понять и прочувствовать этот танец, надо попасть на его родину - в Аргентину. Это то же самое, как если бы американцы пытались выучить нашу «калинку-малинку». Вообще же, в танго есть один секрет - партнёры должны чувствовать друг друга, это самое главное.
Е.С.: - А что значит «хороший партнёр»?
Д.Щ.: - Для девушки - это тот, кого хочется слушать и который умеет вести. Для мужчины хорошая партнёрша - это та, которая его хорошо слушается. Но так бывает далеко не всегда. Случается, что у партнёров чисто психологическая несовместимость. Но пары распадаются и по другим причинам - кто-то кого-то перерастает, например. А в танго, как известно, партнёр должен быть чуть выше партнёрши.
Часто партнёров не хватает. В процентном соотношении на танго ходит процентов 30 молодых людей и 70 процентов девушек и женщин.
От мала до велика
Е.С.: - С какими сложностями может столкнуться человек, который только начал танцевать танго?
Д.Щ.: - Во-первых, этот танец технически сложный, во-вторых, он не имеет конкретной композиции и, в-третьих, должен быть осознанным. Есть люди, которые плохо запоминают технику, а есть и те, которые не обладают необходимой пластикой. Танцевать достаточно тяжело, хоть со стороны это кажется легко и воздушно. Поэтому всё же лучше, если человек, прикасающийся к танго, имел спортивную подготовку. Но и это не обязательно. Танго - это танец, который начать танцевать никогда не поздно, будь то 9 лет, будь то 80 лет. Даже у нас в школе есть несколько пар, кому далеко за 60, которые всю жизнь мечтали танцевать вальс или танго, но созрели для этого только сейчас, и это здорово! Кстати, у них всё получается. Хотя, как показывает практика, ребёнка научить гораздо легче. Дети легко повторяют всё то, что им показываешь, взрослые же склонны додумывать каждое движение. Но, несмотря на это, на мой взгляд, они получают от танца гораздо большее удовольствие. Хотя бы потому, что пришли к танго сами, а не по велению родителей.
В основном же к нам ходят молодёжь и те, кому немного за 30. Танго можно учиться до бесконечности - обычно его не учат к какому-то определённому событию. К свадьбе, юбилею или другому празднику чаще всего разучивают вальс. Танго же танцуют для себя или же друг для друга.
Е.С.: - Многие ли бросают обучение?
Д.Щ.: - Из-за того, что трудно - нет, поэтому не бросают. Чаще всего из-за ритма жизни и нехватки времени. У всех свои дела и заботы, и хотя занятия обычно проходят вечером, подстроиться под них не всегда получается. Люди покупают квартиры, делают в них ремонты, которые могут тянуться годами, создают семьи, рожают детей… И в конце концов уходят из танцев.
Но есть случаи, когда танцуют почти семьями. Начинает заниматься сначала старший брат, потом к нему подтягиваются младшие.
Похудеть - как бонус
Е.С.: - Насколько популярно танго сегодня?
Д.Щ.: - Как спортивный танец очень популярен, потому что он входит в обязательную европейскую программу. А как любительский… как бы это странно ни звучало, его никто толком не умеет танцевать. Кстати, многие приходят именно на танго (а не на какой-то бездушный фитнес) с целью похудеть. Большая физическая нагрузка забирает ненужные калории и повышает настроение.
Е.С.: - В чём залог успешного выступления, кроме, конечно же, единения с партнёром и владения техникой танца?
Д.Щ.: - Перед тем, как выйти на паркет, нужно помочить туфли и ботинки. Потому что подошва сделана из замши, а паркет натирают воском, и можно очень здорово разъехаться. Если этим правилом пренебречь, то, как правило, падение неизбежно. Часто бывает, что пары сталкиваются между собой в процессе танца или наступают кому-то на ногу - это, между прочим, очень больно, но никто не должен выдать эту боль даже мимикой. Плакать можно после выступления.
Не всем по карману
Е.С.: - Заниматься танцами - это дорогое удовольствие сегодня?
Д.Щ.: - К сожалению, да. Недёшевы и сами уроки, недёшевы и наряды. Костюмы в основном шьют на заказ - эксклюзивные - и они должны соответствовать квалификации танцора. Например, маленьким детям нельзя носить платья, которые отвлекают от техники танца. Все камни и всевозможные перья им противопоказаны. А танцорам высшего класса разрешено оголять какие-то части тела больше, чем детям. Кроме того, каждое платье должно быть индивидуально и связано с той программой, которую танцор представляет. Скажу, что одежда в танцах - дело очень затратное. Например, платье стоит раз в 15 дороже, чем обычное «на выход». Но, как правило, уже после выступления на него сразу же находится покупатель. И в какой-то мере менять костюм через сезон - окупаемо.
Е.С.: - Как распределить своё внимание в танце? Куда смотреть?
Д.Щ.: - На пол мы не смотрим никогда. Если это и происходит, то это значит лишь одно - танцор не знает, куда пойдут дальше его ноги. На партнёра в спортивных бальных танцах тоже смотреть не принято. Лучше всего, когда взгляд направлен за спину партнёра, а тот смотрит вперёд и видит, куда он ведёт. Хотя в истинно аргентинском танго часто можно видеть, как партнёры смотрят друг другу в глаза, но это уже академическое танго.
Е.С.: - Что пожелаете всем тем, кто только начал знакомиться с танго?
Д.Щ.: - Главное - не стесняйтесь показать себя другим! Ведь именно поэтому сегодня много зажатых людей, которых волнует, кто и что о них подумает. Никто и ничего! Ведь все тоже когда-то начинали. Научиться можно всему, было бы желание!