Оба брата занимаются руководящей работой. Аркадий является директором и художественным руководителем программы «Золотое турне братьев-близнецов Шатировых», а Александр умудряется совмещать выступления с руководством Ивановским цирком.
Александр Шатиров рассказал корреспонденту «АиФ» о работе на манеже, об ивановском цирке, ивановском зрителе и многом другом.
Дед был клоуном
- «АиФ в Иванове»: Александр, вы с братом - представители 100-летней цирковой династии. В каких жанрах выступали ваши родственники?
- Александр Шатиров: Действительно, мы представители династии в третьем поколении. В 1920-1940-х годах мой дед был известным клоуном. Мама рассказывала, что сначала он был в цирке радиотехником. Но его шутки пользовались большой популярностью у работников цирка, и кто-то из сотрудников предложил выйти на манеж. Так дед стал цирковым артистом. По его стопам пошла и мама - Тамара Шатирова. Сначала она работала воздушной гимнасткой, но после того как во время выступления упала с 12-метровой высоты и врачи запретили ей спортивно-акробатические жанры, мама стала дрессировщицей. Она первая и единственная в то время начала выступать с обезьянами гамадрилами. Это очень опасные животные, плохо поддающиеся дрессировке. Еще Брем писал о них: «Дикое чудовище с собачьей головой и человеческим телом»…
Наш отец также выступал в цирке, работал акробатом в жанре хантвольтиж - ручной акробатике.
- «АиФ в Иванове»: Дети артистов цирка обычно начинают выступать с детства. Во сколько лет вы первый раз вышли на арену?
- А.Ш.: Мы с братом начали работать с 5 лет в детских цирковых спектаклях. Первым был «Малыш и Карлсон». Мы с Аркашей играли Малыша. На нас были одинаковые костюмы с огромными бантами на груди. Режиссер использовал нашу похожесть, и когда я в роли Малыша уходил с манежа в боковой проход, а через секунду брат появлялся в верхнем проходе - эффект был потрясающий! Мы долго не открывали эту тайну и даже на поклон выходили по одному…
Нам очень понравилось работать на манеже, и, став немного постарше, мы стали заниматься с преподавателями акробатики, танца, с жонглерами.
Досье | |
---|---|
Александр и Аркадий ШАТИРОВЫ родились в 1966 году, в Туле. С 1984 года братья Шатировы начали работать ассистентами, а с 1985 года артистами танц-акробатами в аттракционе «Дрессированные гамадрилы» под руководством их мамы. В 1997 году состоялся выпуск новой, самостоятельной программы «Золотое турне братьев-близнецов Шатировых». В 1999 году им было присвоео звание «Заслуженный артист России». В 2005 году награждены медалью «За веру и добро». В 2009 году им присвоено звание «Почётный работник культуры Кузбасса». В июне 2010 года Александру и Аркадию Шатировым было присвоено почетное звание «Академик, действительный член Академии Циркового Искусства». |
- «АиФ в Иванове»: Родители не возражали, когда вы выбрали профессию цирковых артистов?
- А.Ш.: Родители не возражали, но и не подталкивали к этому. С братом мы начали самостоятельно работать рано. В 12 лет создали первый номер в оригинальном жанре. Это было выступление с кнутами. Мы переодевались под ковбоев и кнутами тушили горящую свечу, срывали цветок с головы…
Вторым номером была дрессура-эксцентрик с лошадью, в котором Лошадь «дрессировала» Ковбоя. Этот номер получил престижный приз в Монте-Карло.
А в 1995 году мы сделали Шоу-турне братьев-близнецов Шатировых. В этом шоу мы работали в 12 номерах разного жанра: дрессура, акробатика, воздушные гимнасты, эквилибристика и даже клоунада. Шоу существовало очень долго, побывало в разных странах.
- «АиФ в Иванове»: Сейчас вы работаете со львами, почему именно львы? И разве это возможно - работать одновременно в столь различных жанрах?
- А.Ш.: Со львами работаем с 2002 года. До этого были лошади, гамадрилы, удавы, медведи. Каждый номер - это целый жизненный пласт. Работа над каждым номером занимает 3-4 года.
Александр Шатиров доверяет своему питомцу Цезарю на все сто процентов/ Фото: из личного архива
Цирку нужен ремонт
- «АиФ в Иванове»: Когда в 2006 году вам предложили стать директором Ивановского цирка, были сомнения?
- А.Ш.: Не было. Понимал, что просто надо взять и делать. У меня до этого был практический опыт руководства передвижным коллективом. Кроме того, труд артиста зачастую ограничен возрастом, и нужно вовремя переходить в другую ипостась.
- «АиФ в Иванове»: Сложно руководить Ивановским цирком?
- А.Ш.: Цирк непростой. Финансовая обстановка у нас сложная. Построили цирк в 1983 году, и когда-то он был гордостью Ивановской области. Сейчас же срочно требуется ремонт крыши, фасада, помещений, туалетов...
Конечно, со времени, когда ивановский цирк стал филиалом федерального казенного предприятия «Росгосцирк», нам поступает финансирование, но эти дотации зачастую идут на покрытие других статей расходов, к примеру, оплату временных простоев артистов…
- «АиФ в Иванове»: Предполагается ли в ближайшее время реконструкция Ивановского цирка?
- А.Ш.: Сейчас эту идею поддерживают на всех уровнях - и федеральном, и региональном. На данный момент идет смена руководства ФКП «Росгосцирк», так что этот вопрос окончательно будет решаться после 20 сентября.
- «АиФ в Иванове»: Какова «цена вопроса»?
- А.Ш.: До миллиарда рублей. Последним реконструкции подвергался Ярославский цирк. Было выделено 800 миллионов рублей, но этого не хватило.
- «АиФ в Иванове»: Каким вы видите будущее Ивановского цирка?
- А.Ш.: Думаю, что в современных условиях, чтобы сохранить цирк в Иванове, требуется создать не просто цирк, а мощный развлекательно-досуговый комплекс. К примеру, в качестве структурных подразделений здесь можно организовать боулинг, спортивную детскую школу, сеть кинотеатров 3D, плавательный бассейн. Может быть, даже сеть маленьких уютных ресторанов.
- «АиФ в Иванове»: Сложно ли совмещать столь разные специальности: директора и артиста цирка?
- А.Ш.: Конечно, сложно. Здесь я работаю в будни, а на пятницу, субботу и воскресенье лечу в Астрахань, где сейчас наша группа. Но чтобы животные хорошо выступали, с ними требуются постоянные репетиции. С молодыми вообще надо каждый день работать. Выручает, что лев по кличке Цезарь, с которым я выступаю, уже парень в возрасте - 15-й год. Мы с ним работали на всех площадках и цирках, так что долгих и ежедневных репетиций не требуется.
У циркачей свои приметы
- «АиФ в Иванове»: Как артист - как бы вы охарактеризовали ивановского зрителя?
- А.Ш.: Ивановскому зрителю цирк нравится. В некоторых регионах цирк не пользуется популярностью, а здесь народ идет. Хорошая, доброжелательная, эмоциональная публика.
Если же в целом оценивать российского зрителя, то он у нас прагматичный, все повидавший. Вот итальянцы, например, в цирк ходят, как на праздник. Надевают парики, маски. Смотрят по-детски. А вот в Японии хлопают мало. Высшим проявлением восторга там является гул «у-у-у» во время трюков.
- «АиФ в Иванове»: У многих артистов цирка есть масса примет. А вы верите в приметы?
- А.Ш.: Если честно, я этим никогда не заморачивался. Хотя среди примет, бытующих в цирке, есть и полезные. Например, нельзя сидеть спиной в манеж - лошадь может ударить. Нельзя грызть семечки в цирке - зрителя не будет. В самом деле, кто же пойдет в грязный цирк?
- «АиФ в Иванове»: Смешные случаи приключались с вами во время выступлений?
- А.Ш.: Случаев много. Работали мы в Оренбурге, там цирк был летний, и буфеты находились на улице. Неожиданно у нас обезьяны убежали с манежа. Мы всех собрали, а один гамадрил забрался в буфет и набрал себе пирожных «ромовая баба». Три штуки запихал в рот, четыре в подмышки, даже одна нога была занята «ромовой бабой». Отнять их не было никакой возможности - у гамадрилов клыки по семь сантиметров. Так и выступал он с «ромовыми бабами», даже делал сальто-мортале.
- «АиФ в Иванове»: Что для вас цирк, как бы вы охарактеризовали одним словом?
- А.Ш.: Часто журналисты задают мне вопрос о хобби, чем я увлекаюсь кроме цирка. Так вот цирк для меня - это все: и работа, и хобби. Здесь работали мои родные. Здесь работают мои дети. Сын Владимир занимается дрессурой, дочь Сабина - эквилибристикой. Цирк для меня - это вся жизнь.