Примерное время чтения: 5 минут
157

ВТО. Мы попали? Владимирский эксперт о вступлении России в торговую организацию

Фото: Ольги Шевченко

Россия вступила в ВТО. 18 лет мы ждали, надеялись, боялись. Свершилось! Но тема эта до сих пор будоражит умы. Одни дают положительную оценку: «Вступление в ВТО – единственный путь спасения России». Другие склонны считать, что по негативному воздействию на экономику страны этот шаг сопоставим с развалом СССР. И вообще, зачем нам это? Что будет со страной и областью? Как вступление во «Всемирный торговый клуб» скажется на потребителях?

Жирные минусы

- Вступление в ВТО уже сказалось отрицательно. Первыми это ощутили на себе владимирские животноводы, в частности, свиноводческие хозяйства области, - отмечает Булгаевский.

Свиноводство – сегодня самая пострадавшая от вступления России в ВТО отрасль сельского хозяйства. Рынок свинины обрушился, как только обнулили пошлины на ее ввоз (до этого они были на уровне 40 процентов). Местное производство замерло, в частности, встал крупный животноводческий комплекс на 200 тысяч голов свиней в Александрове, в который в 2012 году были вложены инвестиции в большом объеме. Чтобы в целом понять, к чему мы можем прийти, достаточно оглянуться по сторонам. К примеру, Украина уже четыре года является членом ВТО, но экономика страны не развивается, а ее ключевые отрасли сдают свои позиции.

- «Аиф-Владимир»: Экономика Владимирской области представлена, как легкой, так и тяжелой промышленностью, в том числе металлургической. Каким вы представляете ее будущее?

- Геннадий Булгаевский: Наша экономика довольно уязвима и во многом зависима от Москвы. В области нет своих источников энергетических ресурсов, наукоемких и инновационных центров, абсолютное большинство предприятий ориентировано на внутренний рынок. Вступление России в ВТО грозит им еще более ожесточенной конкуренцией с зарубежными производителями. По статистическим данным, в области 700 крупных и средних промышленных предприятий, 28-33% из них убыточны, 50% – в зоне риска. В 2012 году свыше 1000 предприятий (100 относятся к реальному сектору экономики) претерпели процедуру банкротства. Не исключено, что сейчас этот процесс ускорится, и регион потеряет как сами предприятия, так и рабочие места.

То же самое наблюдаем в малом бизнесе, доля которого в валовом продукте региона составляет 14-20%, столько же процентов занятости в нем населения. Уже сократилось и количество индивидуальных предприятий Владимирской области - в 2012 году их стало на 1000 меньше.

Плюсы есть, но их как бы нет

- «Аиф-Владимир»: Ваш прогноз крайне пессимистичен. И все же, есть ли плюсы и кто окажется в выигрыше?

- Геннадий Булгаевский: Плюсом вступления России в ВТО можно считать снижение таможенных пошлин и устранение таможенных барьеров (имеется в виду оформление пакета документов, на которое порой уходило до полугода). Но и это – палка о двух концах. Да, теоретически примерно через год цены на импортные товары могут упасть на 5-15%. Однако реально вряд ли потребители получат желаемый результат. Поскольку посредники между ними и зарубежными производителями не упустят случая получить навар еще больший, чем имели раньше. Вот они-то как раз и выиграют! А упрощение таможенных процедур приведет к тому, что на наш рынок хлынут товары сомнительного качества.

Все хорошо вовремя

- «Аиф-Владимир»: В таком случае, зачем же Россия целых 18 лет с таким упорством добивалась членства во «Всемирном торговом клубе»?

- Геннадий Булгаевский: По инерции. Затеяли вступление страны в ВТО еще в 1993 году, когда ее экономика была достаточно развитой. Преследовали благие цели: получить право вывоза товаров на зарубежный рынок, привлечь иностранных инвесторов, внедрить инновации. Но за эти годы потенциал экспорта иссяк (остались природные ресурсы, металл, военная техника), инвестиции, в том числе в экономику Владимирской области, пришли после дефолта 1998 года. Сейчас ситуация изменилась и на мировом рынке тоже – конкуренция ужесточилась, производства сокращаются. Будут ли инвесторы открывать предприятия в нашем регионе в создавшихся условиях, еще вопрос.

- «Аиф-Владимир»: Геннадий Федорович, итак, подытожим. Традиционный русский вопрос: «Что делать?»

- Геннадий Булгаевский: Чтобы сохранить владимирский бизнес на плаву, то есть удержать развитие экономики хотя бы на прежнем уровне, считаю необходимым активизировать менеджмент. Пересмотреть стратегию развития предприятий, увидеть, откуда исходит угроза и как ей противостоять. При грамотном эффективном менеджменте даже те 50% предприятий из зоны риска, смогут улучшить свое положение. Конечно, без политической воли руководителей предприятий здесь не обойтись.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах