Как у них со здоровьем, охотно ли они идут в армию, ведь, как говорят, именно военная служба делает из парней настоящих мужчин. С этими вопросами мы обратились к председателю военно-врачебной комиссии военного комиссариата Ивановской области Александру ГРУШИНУ.
Не служить - почти подвиг
- «АиФ в Иванове»: Александр Леонидович, много ли парней ежегодно отправляется из Ивановской области в армию? Слышала, что существуют какие-то нормативы на призыв в Вооруженные силы.
- Александр Грушин: Ежегодно в Ивановской области освидетельствование проходит 11-13 тысяч призывников. Каждый призыв (а призывы проходят 2 раза в год - с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря) в Вооруженные силы направляется от одной до двух тысяч человек. Нормативы, конечно, есть. Они меняются в зависимости от многих показателей, в том числе, от того, сколько парней родилось в данном «призывном» году.
В соответствии с демографической ситуацией в области прослеживается явная тенденция сокращения численности призывников. Если 10 лет назад на учет ставили более 10 тысяч человек, то сейчас - около 5 тысяч.
Языком цифр | |
---|---|
На данный момент в ходе осенней призывной кампании в Иванове прошли медицинское освидетельствование и прибыли на заседания призывной комиссии 1727 граждан, из которых: - призваны на военную службу - 285; - предоставлена отсрочка - 1109; - освобождены от военной службы - 330; - направлены на альтернативную службу - 3; - отправлены в войска - 230. |
- «АиФ в Иванове»: Как со здоровьем у современных парней? В одной из передач слышала, что таких здоровых, как в 1950-1970-е годы, ребят сейчас вообще нет…
- А.Г.: Здоровье призывников составляет 70-72 процента годности к военной службе. С советского времени неоднократно проходили изменения в Положении о болезнях, с которыми ребята не допускаются к военной службе. С одним и тем же заболеванием юноша мог как подлежать призыву, так и быть освобожденным от призыва. Нынешнее Положение о военно-врачебной экспертизе действует уже 9 лет - с 2003 года. Сейчас разрабатывается новое Положение, каким оно будет - пока не знаем.
- «АиФ в Иванове»: Охотно ли современная молодежь идет в армию?
- А.Г.: Все по-разному. Многое зависит от того, на что нацелен призывник после окончания военной службы. Есть ребята, которые хотят работать в силовых структурах, а туда без армии не берут. Некоторые студенты специально берут академические отпуска, чтобы отслужить год, так как в обществе постоянно муссируются слухи об увеличении сроков призыва. Есть ребята, которые целенаправленно идут служить, чтобы в дальнейшем сделать военную службу своей профессией.
Но большинство все же, к сожалению, идут в армию с неохотой. Если раньше не служить было стыдно (у нас все сотрудники призывной комиссии прошли через армию), то сейчас не служить - почти подвиг. Ведь сейчас армию не ругает только ленивый.
- «АиФ в Иванове»: Значит ли это, что среди ивановских парней много уклонистов?
- А.Г.: Конечно, в Ивановской области есть проблемы с уклонистами. Но в целом в нашем регионе их столько же, сколько и в других, и этот показатель не превышает средний по ЦФО.
Годен - негоден
- «АиФ в Иванове»: Как проходит военно-призывная комиссия?
- А.Г.: Ежедневно к нам из районов приезжают призывники. Ребята должны пройти 8 специалистов: хирурга, стоматолога, терапевта, невропатолога, офтальмолога, психиатра, ЛОРа, дерматовенеролога. За 10-15 минут каждый врач должен найти заболевание, оценить его и вынести вердикт - «годен» или «негоден».
Часто говорят, что мы стараемся выполнить план и посылаем в армию с заболеваниями. Хочу сказать, что это не так. Ежегодно каждый призыв мы 50-70 человек отправляем или на дообследование, или выносим вердикт «негоден». Бывает, что мы выявляем заболевания, не обнаруженные врачами в районах, в том числе пороки сердца, витилиго… Только за последние 10 дней мы сняли с отправки 4 призывников. Большую помощь нам оказывают областные лечебные учреждения, с которыми мы добились полной согласованности действий. Например, комиссия заподозрила какое-то заболевание - нужно срочно сделать рентген или эхокардиограмму. Мы сразу же отправляем призывника в больницу, где в течение одного-двух часов его проверяют, ставят диагноз, и мы можем уже вынести решение.
За прошлый год у нас на медкомиссии 20 процентов призывников впервые узнали, что у них имеется какое-то заболевание. Половине этих ребят выявленное заболевание дало возможность освободиться от призыва.
Во время комиссии мы не только проводим медицинское освидетельствование, но и тестируем на наркотические вещества. У нас есть единственный в области аппаратно-программный комплекс «ИМЕДИС-ТЕСТ», который показывает следы потребления наркотиков даже год назад.
- «АиФ в Иванове»: Много ли наркозависимых выявляется среди молодых ребят?
- А.Г.: Не так много, в основном, среди тех, кто хоть единожды пробовал наркотики - выходцы с Северного Кавказа. До нашей комиссии заядлых наркоманов доходит мало. Но у нас есть свой бич - алкоголизм. Весной этого года даже был возврат. Отправили призывника служить в Санкт-Петербург, а у него после суточной езды в поезде - «белая горячка».
- «АиФ в Иванове»: Какие заболевания наиболее часто встречаются у ивановских парней?
- А.Г.: В Ивановской области наиболее распространены психические расстройства. Из числа негодных к армейской службе у 30 процентов - психические расстройства (расстройство личности, умственная отсталость). Мы можем только предполагать, почему это так. Одно время Ивановская область была тем пресловутым 101 километром, куда съезжались те, кому нельзя было жить в столице после отбытия срока. В годы развития текстильной промышленности сюда привозили много представителей Средней Азии и Казахстана. К тому же сейчас много ребят из неполных семей, что тоже не способствует формированию стабильной психики.
Выявив эту тенденцию, мы даже обратились через региональное правительство к главному психиатру области с просьбой выявить точные причины, чтобы можно было купировать это.
- «АиФ в Иванове»: Часто ли встречаются у призывников венерические заболевания?
- А.Г.: ВИЧ-инфицированные до нас не доходят, так как такие анализы сдаются еще в районах. В последние 3 года не было больных сифилисом, хотя в 1990-е годы показатель призывников с таким заболеванием зашкаливал.
Врача не обманешь
- «АиФ в Иванове»: В фильмах иногда показывают, как здоровые люди на приеме у врача, то градусник «настучат», то растяжение связок сымитируют. Встречались ли Вы в Вашей практике с симулянтами?
А.Г.: У нас бесполезно симулировать болезнь. Бывает, конечно, некоторые придут к хирургу и «не могут» согнуться. А мы ему: ну-ка, лежа на кушетке, подтяни ноги к животу. Он свободно сгибает их, не зная, что в данном случае задействованы одни и те же группы мышц.
Случается, у окулиста очередной «слепой» не видит даже верхнюю строчку таблицы. Но на таких «больных» есть линзы и линейки, позволяющие определить рефракцию глаза объективно, а не субъективно.
Некоторые жалуются на «глухоту». Но в данном случае врачебную комиссию выручает работа в команде. У ЛОРа такой призывник не слышал голос средней громкости, а на мои вопросы, задаваемые все тише, тише и, наконец, почти шепотом, продолжает свободно отвечать…
Иногда ребята приносят рентгеновские снимки с плоскостопием. Только на фотографии - 43-й размер стопы, а у призывника - 38-й.
Однажды к нам пришел призывник весь загипсованный. Но у хирурга «больной» не смог описать ни травму, ни как это произошло. Врач снял гипсовые лонгеты, а под ними никаких переломов. Помню, выходит один такой из военкомата со злобным выражением лица, в одной руке сигарета, в другой - телефон, и громко так в трубку: «Раскусили меня!»
- «АиФ в Иванове»: Что бы Вы пожелали призывникам?
А.Г.: Хотелось бы, чтобы ребята осознавали, что служба в армии - долг каждого мужчины. Чтобы не шли на поводу у мам и пап и не покупали себе заболеваний. Сейчас поменять статью очень сложно. А на многих престижных работах, как только видят в военном билете категорию «В» - «ограниченно годен» - отказывают от места. Вот и обивают впоследствии ребята у нас пороги, чтобы мы сняли статью.