- В постоянном труде, - говорит Зельдин, - причём не только в физическом, но и умственном. Я всю жизнь работал, можно сказать, в две смены - в институте и дома. На работу ходил пешком - от Станционной, где я раньше жил, до института на улице Суворова ровно 40 минут спортивной ходьбы - хорошая зарядка для организма. В свои 88 лет я просыпаюсь в 4 часа утра и начинаю работать над той или иной идеей. А днём внуки с правнуками не дают сосредоточиться.
Рабочие университеты
Александр Найденов, vlad.aif.ru: - Юлий Рафаилович, вы коренной ивановец?
Юлий Зельдин: - Нет. Я родился в Белоруссии в городе Мозырь. В семнадцать с половиной лет был призван на фронт. Окончил «учебку» и получил водительское удостоверение с правом вождения всех видов транспорта. Так я стал шофёром. Воевал в составе 2-го, а затем 3-го Украинских фронтов. Работали мы по 20 часов в сутки. Спали и отдыхали там, где придётся. Возили снаряды, раненых, орудия.
А.Н.: - На каких машинах ездили?
Ю.З.: - На разных. Но вот первая запомнилась навсегда. Это был ГАЗ-АА. Этот грузовой автомобиль Нижегородского (а позже Горьковского) автозавода, грузоподъёмностью 1,5 т, народу известен как «полуторка».
Удивительная машина! Её можно было «оживлять» любыми подручными средствами. Вот, например: если у вас что-то случилось с электрооборудованием, то можно взять обыкновенную сырую картошку, разрезать её пополам, с помощью проводов подключить к бобине для получения искры, и таким образом можно доехать до гаража; если у вас прокладка бензонасоса лопнула, то вы ложитесь на крыло автомобиля с бутылкой бензина в руках и капаете его в карбюратор. Таким образом - один человек лёжа на крыле, другой за рулём - можно продолжить свой путь.
Помню один интересный случай, связанный с автомобилем. Дело было во время войны, в Чехословакии. Мы колонной совершали марш. Я с машиной двигался в середине. И надо же было такому приключиться, что именно моя машина наскочила на противотанковую мину, которая взорвалась под передним правым колесом. От взрыва автомобиль на какое-то время встал на дыбы, а затем с грохотом опустился на землю. Мой «железный конь» вышел из строя, а со мной ничего. Только слегка контузило, и получил ушиб правой руки. Локтем сильно ударился о рычаг переключения скоростей. Уже после войны врачи обнаружили, что в моём затылке сидит маленький осколочек от разорвавшейся мины. Так как он мне не мешал и не угрожал моему здоровью, то врачи решили не удалять его. Так я до сих пор и хожу с осколком от мины в голове.
А.Н.: - А где встретили Победу?
Ю.З.: - Победу встретил в Будапеште. Проснулся утром в своей машине от звуков оружейных выстрелов и громких криков солдат.
- Победа, Зельдин! Война кончилась! - радостно крикнул мне старшина.
А.Н.: - А как в Иванове оказались?
Ю.З.: - Я с детства мечтал стать конструктором. После войны поступил в Ленинградский политехнический институт. После его успешного окончания получил звание старшего лейтенанта (военная кафедра) и был распределён в Ивановский научно-исследовательский экспериментально-конструкторский машиностроительный институт (НИЭКМИ).
Какие там прекрасные ребята работали! Что меня сразу поразило в них, так это способность буквально из ничего, из головы, уверенно чертить чертежи ещё не известной никому машины. Это были особые, отборные люди. Набирали их со всей страны. Моим первым учителем по изобретательству был научный руководитель на факультете машин, автоматов и полуавтоматов легкой промышленности. Василий Иванович Семёнов. Он меня этим делом заразил, с тех пор я постоянно что-то изобретаю. А на память о работе в институте у меня сохранился мой кульман, за которым я трудился долгие годы.
А.Н.: - Юлий Рафаилович, а как возникают идеи?
Ю.З.: - У меня есть давняя привычка, когда мне поручали работу с какой-нибудь машиной, я сначала искал в ней недостатки. А потом способы их устранения. Как найдешь этот способ, то можно считать, что патент у тебя в кармане (смеётся).
Все это не так просто, как кажется. На словах получается элементарно, а на деле не всегда правильно и... сложно. Так, например, мой патент на прядильную машину.
По моему дипломному проекту в Ленинграде был изготовлен опытный образец машины для бескольцевого кручения нитей. Ее установили на Дарницком текстильном комбинате в Киеве. Проработала она больше года, но потом начали сыпаться подшипники - не выдерживали 24 тысячи оборотов в минуту (до этого работали на 10-12 тыс.). Замены не было. Эксплуатацию машины прекратили, а впоследствии списали.
Это был мой первый патент, и сейчас я думаю, что он был похож на легкомысленный поступок мальчишки. Потому что в то время не существовало подшипников, которые могли бы выдержать такие мощности.
В настоящее время у меня около двухсот патентов и свидетельств на изобретения. В основном мои работы связаны с особенностями места моего проживания - Текстильного края.
В масштабе мегаполиса
А.Н.: - Над чем работаете в последнее время?
Ю.З.: - В последние восемь лет я переключился на автомобильные парковки. За это время я со своими соискателями разработал 8 разных типов парковок - многоярусных. Условия их применения самые разные.
Основная цель создания многоярусной парковки - снижение себестоимости машиноместа в гаражно-парковочных комплексах. Сделать их доступными для широких кругов населения. Новым является то, что многоярусная парковка для легковых автомобилей содержит на каждом этаже транспортные дорожки, концы которых соединены перемычками, содержащими ответвления, причем они вторым своим концом соединены с транспортной дорожкой соседнего - верхнего или нижнего этажа, обеспечивая тем самым автомобилям возможность проезда по всем этажам парковки.
Пропускная способность наших парковок гораздо выше того, что достигнуто сейчас в подобных сооружениях. Конструкция парковки может быть выполнена сборно-разборной и допускает перенос её на другое место при необходимости. В каждом модуле парковки автомобили расположены таким образом, что расстояния в рядах достаточно для перемещения вдоль парковки ремонтной техники, а при необходимости эвакуатора. И это только малая часть всех преимуществ нашей разработки.
А.Н.: - Неужели в Иванове ваша идея не прижилась?
Ю.З.: - Нет. Наши чиновники считают, что для города такого масштаба моя парковка слишком затратная. Мне известна в городе только одна внутренняя парковка - в ТЦ «Серебряный город». Количество машиномест не отвечает потребностям автовладельцев, особенно в зимний период. Так что необходимость такого сооружения в Иванове долго доказывать не приходится, а вот финансовая сторона всех пугает.
А.Н.: - Может быть, Москва или Санкт-Петербург заинтересуются?
Ю.З.: - Вы угадали. Я провёл исследования и высчитал, что для Москвы требуется 2 млн машиномест. По затратам это составляет около 30 млрд рублей. А мы предлагаем парковки, которые обойдутся дешевле на 30%. В настоящее время по поручению инициативной группы я подготовил очередное письмо в адрес мэра Москвы. Можете с ним ознакомиться.
«Уважаемый Сергей Семенович!
Мы уже обращались к Вам по вопросу новых экономичных парковок для легковых автомобилей. Были представлены соответствующие аргументы и расчёты.
В настоящее время нами разработано новое конструктивное решение, позволяющее при его реализации сэкономить занимаемую площадь и деньги…»
А.Н.: - Юлий Рафаилович, вы уже сотрудничали с Москвой по этому вопросу?
Ю.З.: - Да. Мы направляли пакет наших работ заместителю мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максиму Ликсутову. Максим Станиславович заинтересовался нашим предложением. Надеемся, что его интерес скоро проявится на деле.