Примерное время чтения: 8 минут
1420

Три с половиной года провел Владимир Харитонов в изоляторе по ложному обвинению

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. 'АиФ в Иванове' 02/05/2012
Фото: АИФ

В то, что справедливость восторжествует, уже почти никто не верил. Тем не менее, это случилось: Ивановский областной суд полностью оправдал и освободил из-под стражи Владимира Харитонова с правом на реабилитацию и возмещение вреда, связанного с незаконным уголовным преследованием. По шитому белыми нитками обвинительному заключению он провел в Ивановском СИЗО №1 несколько лет. Он рассказал, что ему пришлось испытать за это время и как меняет человека пребывание за решеткой.

От тюрьмы и от сумы

- «АиФ в Иванове»: Владимир Юрьевич, как получилось, что вы, бывший начальник уголовного розыска Кинешемского УВД, угодили за решетку?

- Владимир Харитонов: Дело было в 2006 году и носило заказной характер. У меня есть доказательства, что за его организацию один представитель власти, которому я перешел дорогу в бизнесе, проплатил другому государственному служащему областной прокуратуры. И началось…

2 мая в моей Кинешемской квартире, которую в то время у меня арендовали под офис, я и еще несколько человек отмечали день рождения моего друга. Вдруг врываются какие-то люди в масках, всех - лицом в пол. Меня за отказ выполнить приказ дважды бьют по лицу. Как оказалось, ударил меня замначальника УБОП Ивановской области Гусев. Надевают наручники, выводят в коридор. Начался обыск, который проходил с такими нарушениями закона, что я, как юрист и бывший сотрудник уголовного розыска, был в шоке. С шумом швыряли вещи, ломали мебель.

Затем появилась следователь Светлана Костина, которая без церемоний отвела меня в сторону и спросила: «Признаваться будешь?». «В чем?», - изумился я. «В вымогательстве у гражданина Андреева» (в последствие, кстати, «Андреев» оказался не реальным человеком, а пустым псевдонимом). Признаваться мне было не в чем. Прочитав документ о моем задержании, ответил: «По этому бреду меня никто не арестует». Ответ запомнился на всю жизнь: «Тебя заказали такие люди, что я принесу в суд твою школьную тетрадь, и тебя арестуют».

И арестовали ведь! Цинично, нагло: ни реального человека, а, следовательно, и преступления в отношении этого фантома. А я за решеткой!

Затем ИВС, арест, СИЗО, за все время содержания в котором следователь ни разу не предоставила мне свидания с супругой. А это целых три с половиной года! 

В течение этого времени мною было написано множество жалоб в различные инстанции. Но толку чуть – результат постоянно отрицательный. Бесконечные продления ареста, которые я каждый раз безрезультатно обжаловал.

Первоначально следствием мне и еще 12 арестованным (меня обвиняли в создании преступного сообщества) было вменено аж 35 эпизодов. К счастью, во время судебного процесса все они рухнули. Присяжные и судья, знакомясь с материалами дела, которые пестрили лжесвидетельствами, подделанными протоколами и фальшивыми экспертизами, выявили ложь. Результат – оправдательный вердикт от 18 сентября 2009 года по всем эпизодам единогласно. 27 ноября того же года Ивановский областной суд на основании вердикта присяжных вынес оправдательный приговор с признанием за мной права на реабилитацию с возмещением вреда, связанного с уголовным преследованием. 12 декабря 2010 года Верховный суд России посчитал оправдательный приговор Ивановского областного суда обоснованным, оставил его без изменений. С этого момента он вступил в законную силу. Более того, представитель Генеральной прокуратуры РФ заявил на заседании, что не видит оснований для пересмотра приговора облсуда.

Жизнь в неволе

- «АиФ в Иванове»: Владимир Юрьевич, что вам пришлось испытать в заключении?

- В.Х.: Сразу вспоминаются чеховские строки: «Милый дедушка, Константин Макарович! Забери меня отсюда. Сил моих больше нету...». Как я понимаю мелкого подмастерья Ивана Жукова! Мои силы тоже были на пределе. Вернее, нервы. В этой связи вспоминается сюжет Сенкевича, когда он с иностранцами путешествовал по морю на гребном корабле. На нём не было трюма - все на виду, гребут и спят на палубе. С туристами плыла обезьянка. Она стала болеть и хандрить. Сенкевич построил ей небольшой домик-шалаш. Мартышка выздоровела. Оказывается, она страдала от стресса, не имея возможности уединиться. Подобное испытывал и я. Каждую минуту ты находишься под пристальным вниманием сокамерников, ничто не ускользнет от их взгляда. Даже туалет общий.

В СИЗО мне пришлось находиться среди правонарушителей. Со мной сидел мастер спорта по боксу, изнасиловавший девушку, при этом, чуть не откусив ей нос. Другой изнасиловал и убил 16-летнюю девочку. А у меня самого дочь: я непроизвольно их действия применял к ней. Представляете, что творилось у меня в душе рядом с такими «соседями».

Я видел, как рядом «ломались» люди, оговаривали себя и других. А, получив срок, каялись, пытались что-то исправить, но было поздно.

Каждое письмо от близких вскрывал с чувством, что обезвреживаю мину. Вдруг что-то произошло в семье. Страшно вспомнить, что ощущаешь, когда мать пишет, что, наверное, уж и не дождется тебя.

Ни разу за все время у меня не было возможности увидеться с близкими. Даже о том, что моя супруга попала в ДТП, получила тяжелые травмы, я узнал случайно из «тюремной» почты. Самое горькое - было осознавать, что я ничем не могу ей помочь.

Несколько раз по надуманным основаниям, чтобы добиться от меня признательных показаний, меня помещали в холодный карцер. Чтобы хоть как-то согреться, я делал физические упражнения. Неоднократно, не согласный с нарушением закона, я объявлял голодовку. В общей сложности я голодал 72 дня. А летом стены камеры разогреваются как печь, и я круглые сутки сидел в одних трусах с намоченным в холодной воде полотенцем на голове.

В СИЗО скучаешь не только по родным и близким, но и по лесу, обычной зеленой траве, по реке…

Последствия незаконного ареста

- «АиФ в Иванове»: Сказывается ли происшедшее с вами тогда в настоящей жизни?

- В.Х.: Сказывается, конечно. Во-первых, это нравственные страдания, причиненные мне, моей жене, детям, внукам. Во время обыска в квартире не жалели ни жену, ни маленьких внуков, которые от испуга заливались в плаче. 

Во-вторых, меня, жену, детей и внуков называют не иначе как бандитами, бандитскими выродками. А какие же дети бандиты? Какой я бандит? У меня ни до, ни после ареста нет нарушений даже административного законодательства. Безнаказанность и возможность творить произвол над людьми поражает: вот это, действительно, служебный бандитизм. Потому что своими неправомерными действиями чиновник стреляет прямо в сердце и душу человека.

Самое большое желание – восстановить справедливость, чтобы понесли наказание те, кто допустил и допускает подобное. Чтоб такого произвола больше нигде и никогда не повторялось.

Послесловие

Частным постановлением Ивановского областного суда от 04.12.2009 года было обращено внимание прокурора Ивановской области, начальника УВД по Ивановской области, начальника следственного управления при УВД по Ивановской области на допущенные при производстве предварительного расследования нарушения уголовно-процессуального закона. Но, к сожалению, до сих пор пока ни один из чиновников, допустивших нарушения, не привлечен к какой-либо ответственности. А ведь в результате неправомерных действий представителей госвласти был нанесен существенный материальный ущерб не только незаконно помещенным за решетку (Владимиру Харитонову – 2,4 млн рублей и до 1,5, млн рублей каждому из остальных 12 человек), но и государству. Ведь месяц такого масштабного судебного слушания присяжными обходится казне примерно в миллион рублей. Суд шел полтора года. Плюс еще два года следствия. Плюс расходы на содержание арестантов в СИЗО, выезды на следственные эксперименты и прочие расходы. Вот и считайте… Что-то вроде годового бюджета целой Кинешмы выходит.

Досье

Владимир Харитонов – частный юрист. Родился в 1955 году в Тейковском районе Ивановской области. С отличием окончил высшую школу МВД. Работал в УВД г.Кинешмы. Начав оперативным работником, дослужился до начальника отделения уголовного розыска. Выйдя в отставку, занялся частной юридической практикой. Всю жизнь увлекался спортом, предпочтение отдавал рукопашной борьбе.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах