Примерное время чтения: 9 минут
387

Окрыляющая победа. История юного робототехника из Коврова

Влад Рыбаков: «Моя мечта - создать искусственный интеллект. Но техническая база для осуществления мечты нужна очень сильная, поэтому я хочу поехать учиться в Москву».
Влад Рыбаков: «Моя мечта - создать искусственный интеллект. Но техническая база для осуществления мечты нужна очень сильная, поэтому я хочу поехать учиться в Москву». Из личного архива

Пока одни мечтают о светлом будущем, другие успешно его строят: создают роботов, пишут программы и уверенно движутся вперёд - к своей цели. 

Чтобы найти пример тех самых целеустремлённых и талантливых, далеко ездить не нужно. Наш сегодняшний герой живёт в Коврове. 

Быть, как папа

Владу Рыбакову 15 лет. Меньше года назад он начал заниматься в кружке робототехники при Ковровской технологической академии, но уже может похвастаться большими победами.  

- Тяга к точным наукам у меня была всегда, - рассказывает Владислав РЫБАКОВ. - Физика, математика, информатика и даются легче, и  получаются больше. Наверное, это передалось мне от родителей: их профессии тоже связаны с точными науками. Мне нравится работа папы, хочу быть программистом, как он. 

Родители мальчика - Евгений и Анна - трудятся на ОАО «Ковровский электромеханический завод». Папа работает здесь уже почти 20 лет: устроился сразу после армии и сейчас исполняет обязанности начальника отдела информационных технологий. Мама - начальник бюро организационного развития - работает на «КЭМЗе» в отделе корпоративного управления. Оба уверены: ребенок к большему стремится, когда чувствует поддержку близких и видит достойные примеры.  

Семья Рыбаковых
Семья Рыбаковых Фото: Из личного архива

- Сын уже давно расставил приоритеты, - рассказала мама Влада Анна РЫБАКОВА. - В школе он учится на «пятёрки», на последних олимпиадах по информатике и экономике занял 1 места. В прошлом году Владу предложили поучаствовать в тематической смене в «Орлёнке». Благодаря этому мы узнали, что в Ковровской академии есть кружок робототехники. Направление его так увлекло, что Влад сам договорился с преподавателем и начал заниматься.

Занятия в кружке  начинаются с 5 класса. Влад пришёл сюда в 8-м, но прочные знания точных наук быстро помогли освоиться. 

- Он сам во всё это вник. Мы ему, конечно, чем-то помогали, но его собственные навыки в области  информатики уже на тот момент были достаточно высокими, - объяснил папа Влада Евгений РЫБАКОВ. - Сейчас в школах  этот предмет со 2 класса, у детей с раннего возраста развивают логическое мышление. У Влада это направление хорошо пошло и нашло отражение в робототехнике. 

Сам мальчик признаётся: больше всего его привлекает возможность создавать что-то своими руками, «учить» робота выполнять то, что тебе нужно.

- Робототехника позволяет мне дать волю фантазии, - поделился Влад. - Конечно, бывают неудачные эксперименты, но они не отбивают желания заниматься. Добиться результата - одна из мотиваций. Секрет успеха в робототехнике - это знания, помноженные на практику. Нужно постоянно экспериментировать, чтобы в какой-то момент научиться на своих ошибках. 

Как «научить» робота?

Спустя всего полгода после начала занятий в кружке Владу предложили поучаствовать в II открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Владимирской области, площадкой для проведения которого стал  «КЭМЗ». В рамках больших соревнований создали специальную компетенцию для школьников 5-8 классов - JuniorSkills, предполагающую 2 направления -«Мобильная робототехника» и «Лазерные технологии».  Несмотря на то, что самым молодым участникам на тот момент было всего 10 , задачи перед ними стояли недетские.

- Нам нужно было создать прообраз робота-сортировщика, который мог бы работать на складе предприятия, - объяснил Владислав Рыбаков. - Готовились мы основательно - набрасывали идеи,  а всю последнюю неделю экспериментировали над программами. Именно на соревнованиях я впервые написал ее для робота  целиком. 

- За неделю до старта Влада с напарником  освободили от учёбы, они увлечённо готовились с утра до позднего вечера, -  вспоминает мама. - Уставали, но с азартом продолжали совершенствовать конструкцию и программу, чтоб добиться желаемого результата. 

В направлении «Мобильная робототехника» участвовало 6 команд. И хотя многие ребята занимались намного дольше Влада, это не помешало ему стать лучшим джуниором и создать робота, которые справился со своей задачей на «отлично».

Фото: Из личного архива

- Сложность заключалась в том, что нужно было не просто создать передвигающегося робота, он должен был доехать до определённой точки на площадке, взять оттуда нужный элемент определённого цвета и поставить его на стеллаж, - рассказал заведующий кафедрой «Робототехника и комплексная автоматизация» Ковровской государственной технологической академии Андрей КАРПЕНКОВ. - Причём зоны старта, склада и выгрузки - находились в разных местах . Площадки между собой не связывались никакими линиями, что, безусловно, создавало дополнительные трудности. Кроме того, габариты робота не должны были превышать 25х25х25 см, при том, что подъёмный механизм должен был быть очень прочным, чтобы поднять объект - кубик или цилиндр - на высоту.

Сложности у участников были: то робот «терялся» в пространстве, то ломался, поднимая груз. Но самое непростое - сработаться, стать одной командой и договориться с напарником.Научились  решать задачи сообща - полдела сделали.

- Что помогло ребятам одержать победу? Безусловно - знания и навыки, хотя скорость и слаженность командной работы тоже очень важный фактор, - уверен Андрей Карпенков, ведь время  на выполнение заданий было ограничено.  И если в других группах нередко возникал раздрай, в команде Влада всё было очень чётко. Ребята собрали всю волю в кулак и добились нужного результата.

«Помню счастье на лице ребёнка»

То, что соревнования проходили на базе «КЭМЗа», позволило родителям увидеть победу сына своими глазами. 

- Многие участники чемпионата впервые побывали на «КЭМЗе», увидели действующее предприятие, познакомились с такими же увлечёнными ребятами, - рассказала Анна Рыбакова. -  Мы - везунчики, потому что смогли увидеть конкурс изнутри и быть рядом в тот момент , когда озвучивали результаты. Я до сих пор помню счастье на лице ребёнка , когда к нему пришло осознание того , что он одержал победу. Конечно, она его окрылила! Любая победа даёт стимул. Ребёнок понимает, что ничего бояться не надо, что высоты достижимы, главное - стараться и трудиться. 

Первая победа в робототехнике - далеко не первая в общем личном зачете Влада, ведь вкус успеха он знает давно:  9 лет мальчик занимается большим теннисом. И снова - родители рядом. На тренировки семья зачастую ездит вместе.

- Я занимал призовые места на региональном уровне и даже всероссийском - 2 место в Ивановской области, - рассказал Влад. - Самая запоминающаяся победа - первое место  на областном турнире: на тот момент мне было 10. Кстати, мой папа - лучший теннисист Коврова в своей возрастной категории. Иногда я его обыгрываю. Но это случается совсем не часто. 

- Мы стараемся проводить как можно больше времени вместе, - рассказал Евгений Рыбаков. - Ещё ни одного отпуска раздельно не провели. Устраиваем вылазки на природу, выбираемся в театр, почти все музеи Москвы объездили. Для ребёнка очень важно, чтобы родители уделяли ему много внимания, чтоб он чувствовал поддержку с их стороны, всегда мог  обратиться за помощью. 

Фото: Из личного архива

Светлое будущее

На вопрос «Каким видите будущее сына?» родители отвечают в один голос: «Светлым!». После 11 класса мальчик планирует поступать в Москву, уже наметил 3 вуза. Но к учёбе в столице нужно подготовиться основательно. Один из вариантов - поступить в инженерный класс. 
- Год назад мы начали реализацию проекта «Инженерный класс» на базе ковровской школы № 23, - рассказала директор по персоналу ОАО «КЭМЗ», руководитель центра подготовки кадров Злата КОКОШКИНА. - Ребят 10-11 классов готовят в академии по инженерному направлению. Это дает возможность глубже изучить общеобразовательные дисциплины, а ещё дополнительно освоить те  предметы, которых нет в школьной программе, например, металловедение и теория резания. 
На реализацию этого проекта «КЭМЗ» «подтолкнул» кадровый голод, поэтому и решили готовить будущих специалистов со школьной скамьи. 

- Обучение ребят привязано к специфике нашего предприятия, - пояснила Злата Кокошкина. - Например, если мы учим ребят читать чертежи, то это чертежи наших изделий. После года обучения мы приглашаем школьников на летнюю ознакомительную практику. Им проводят экскурсию по заводу, учат работе на станках, знакомят с профессиями. Проект «Инженерный класс» стартовал очень успешно, поэтому в дальнейшем планируем распространять его и на другие школы.

На правах рекламы

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах