260

Культуру хоронить рано - директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. 'АиФ-Владимир' 12/02/2014
Успенский собор во Владимире - наша национальная святыня
Успенский собор во Владимире - наша национальная святыня / Фото Сергея Зырянова / АиФ-Владимир

Нужна государственная программа

Ольга Шевченко, vlad.aif.ru: - 2014 год объявлен в России Годом культуры, значит, власть, наконец, обратила внимание на положение дел в этой сфере. Светлана Евгеньевна, как, по-вашему, не поздно ли и в чём должно выражаться это внимание? 

Светлана Мельникова: - С хорошим делом опоздать нельзя… Думаю, что этот шаг правительства станет для всех нас определённым толчком к дальнейшим действиям, стимулом к сохранению культурного наследия, популяризации и возрождению национального сознания. А иначе, как жить? Посмотрите, что происходит сегодня, например, в образовании. У наших детей нет национальных героев, они разучились размышлять, ценить то прекрасное, что дано им при рождении, - Родину. На президентском форуме, посвящённом проблемам культуры и образования, я говорила о том, что нам необходима государственная программа обеспечения школьников бесплатным (или на льготных условиях) посещением исторических и культурных мест страны. Сейчас вопрос поездки детей, например, по городам «Золотого кольца» или городам-героям, посещение памятников архитектуры, музеев - это вопрос желания или нежелания учителя и материальной возможности родителей. Так быть не должно. В каком бы отдаленном уголке страны ни жили дети, они должны иметь возможность в рамках государственной программы познавать свою Родину, её историю, учиться на примерах героических подвигов предков. А для педагогов эта программа должна стать обязательной для исполнения. 

О.Ш.: - Значит ли это, что детям сейчас практически недоступны культурные и исторические ценности?

С.М.: - Совсем не значит… Один раз в месяц (во Владимире и Суздале это первая среда месяца, а в Гусь-Хрустальном - первый вторник месяца) все экспозиции музея-заповедника для них открыты бесплатно. Беда в том, что не все знают об этом постановлении или просто не хотят им воспользоваться. Потому посещаемость музеев школьниками не столь велика, как нам бы хотелось. Но если б вы знали, сколько мы прикладываем усилий, чтобы музей был интересен именно детям! Придумываем новые экскурсии, интерактивные занятия, театрализованные программы… Например, в сентябре 2014 Владимиро-Суздальский музей-заповедник совместно с музеем-заповедником «Московский кремль» проведут VIII Всероссийский фестиваль-конференцию «Музей - детям». Это станет настоящим событием! Но ответственность за сохранение и пропаганду культурного наследия должны нести не только работники культуры, но и руководители предприятий, организаций, учреждений образования и, конечно, руководители города, тем более такого, как наш Владимир. Почему рядом с историческими памятниками архитектуры на его улицах вырастают современные дома-уроды? Взять хотя бы Вознесенскую слободу… я понимаю - бизнес, но неужели деньги решают всё? 

Если федеральных денег не хватает

О.Ш.:- Культура всегда была на дотации государства. Её предназначение - давать прибыль духовную, а не материальную. Как вы относитесь к тому, что сегодня учреждения культуры поставили в такие условия, когда они вынуждены зарабатывать сами? 

С.М.: - И мы зарабатываем! Выполняем социальные заказы, что меня совершенно не коробит. Под опекой музея-заповедника находится 58 исторических памятников. На их реставрацию в 2013 году из федерального бюджета выделили 40 миллионов рублей. Этой суммы, конечно, недостаточно, поэтому в реставрационные работы мы вкладываем заработанные средства. Например, за свой счёт приобрели и установили дорогостоящую вентиляционную камеру в одном из ранних белокаменных храмов Руси - в церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Такое же оборудование за счёт спонсоров мы установили в Успенском соборе. Благодаря этой системе воздух внутри постоянно будет очищаться от копоти, будут поддерживаться оптимальная температура и влажность. Но состояние шедевров иконописи XII - XV веков, в частности, фресок Андрея Рублёва, всё ещё вызывают опасения. А мы за них головой отвечаем. Успенский - наша национальная святыня. Чтобы сохранить памятник, необходимо чётко определить правила «использования» Успенского собора, закреплённые совместным договором епархии и музея. Здесь должно быть учтено всё: и режим служб, и даже качество используемых свечей (чтобы гарь от них не вредила бесценным фрескам). К сожалению, эти вопросы нам пока не удаётся согласовать с епархией. Это очень беспокоит, тем более что вскоре предстоит реставрация иконостаса. 

О.Ш.: - Владимиро-Суздальский музей-заповедник хорошо знают в мире. Ваши ближайшие зарубежные проекты?

- С.М.: Скоро мы везём выставку «Драгоценный убор иконы» в военно-исторический музей города Плевена. У нас давние отношения с болгарскими музейщиками, я бы назвала их хорошим примером профессионально-народной демократии. 

Требуются профессионалы

О.Ш.: - Светлана Евгеньевна, сегодня культура, и это не секрет, держится на плечах профессионалов-энтузиастов. Но какие кадры придут им на смену? Особенно, если учесть, что в этом году Министерство образования и науки впервые лишило абитуриентов возможности бесплатно обучаться на факультетах «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», «Хореографическое искусство», «Музыкальное искусство эстрады» Владимирского государственного университета. 

- С.М.: - Печальный парадокс - государство не вкладывает средства в обучение специалистов, а значит, не нуждается в них, именно в этом году, объявленном Годом культуры. Могу только горестно вздыхать по этому поводу. Нам нужны специалисты, профессионалы. Но, повторюсь, корень проблемы я вижу в другом. А именно - в качестве образования. За долгие годы работы в музее я не встретила среди коллег ни одного выпускника факультета «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Музейные работники - это историки, искусствоведы, реставраторы, наконец, педагоги, на которых лежит колоссальная ответственность за воспитание личности. Не зря же существует понятие «музейная педагогика», я бы сравнила работу музейщиков с процессом создания учебника. Сегодня перед работниками культуры стоят задачи не только информационного, но и идеологического характера, ведь без единой национальной идеи невозможно двигаться вперёд. Вот что должна учитывать при подготовке молодых специалистов высшая школа. 

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Выбор профессии 2021

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах