aif.ru counter
228

Культуру хоронить рано - директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. 'АиФ-Владимир' 12/02/2014
Успенский собор во Владимире - наша национальная святыня
Успенский собор во Владимире - наша национальная святыня © / Фото Сергея Зырянова / АиФ-Владимир

Нужна государственная программа

Ольга Шевченко, vlad.aif.ru: - 2014 год объявлен в России Годом культуры, значит, власть, наконец, обратила внимание на положение дел в этой сфере. Светлана Евгеньевна, как, по-вашему, не поздно ли и в чём должно выражаться это внимание? 

Светлана Мельникова: - С хорошим делом опоздать нельзя… Думаю, что этот шаг правительства станет для всех нас определённым толчком к дальнейшим действиям, стимулом к сохранению культурного наследия, популяризации и возрождению национального сознания. А иначе, как жить? Посмотрите, что происходит сегодня, например, в образовании. У наших детей нет национальных героев, они разучились размышлять, ценить то прекрасное, что дано им при рождении, - Родину. На президентском форуме, посвящённом проблемам культуры и образования, я говорила о том, что нам необходима государственная программа обеспечения школьников бесплатным (или на льготных условиях) посещением исторических и культурных мест страны. Сейчас вопрос поездки детей, например, по городам «Золотого кольца» или городам-героям, посещение памятников архитектуры, музеев - это вопрос желания или нежелания учителя и материальной возможности родителей. Так быть не должно. В каком бы отдаленном уголке страны ни жили дети, они должны иметь возможность в рамках государственной программы познавать свою Родину, её историю, учиться на примерах героических подвигов предков. А для педагогов эта программа должна стать обязательной для исполнения. 

О.Ш.: - Значит ли это, что детям сейчас практически недоступны культурные и исторические ценности?

С.М.: - Совсем не значит… Один раз в месяц (во Владимире и Суздале это первая среда месяца, а в Гусь-Хрустальном - первый вторник месяца) все экспозиции музея-заповедника для них открыты бесплатно. Беда в том, что не все знают об этом постановлении или просто не хотят им воспользоваться. Потому посещаемость музеев школьниками не столь велика, как нам бы хотелось. Но если б вы знали, сколько мы прикладываем усилий, чтобы музей был интересен именно детям! Придумываем новые экскурсии, интерактивные занятия, театрализованные программы… Например, в сентябре 2014 Владимиро-Суздальский музей-заповедник совместно с музеем-заповедником «Московский кремль» проведут VIII Всероссийский фестиваль-конференцию «Музей - детям». Это станет настоящим событием! Но ответственность за сохранение и пропаганду культурного наследия должны нести не только работники культуры, но и руководители предприятий, организаций, учреждений образования и, конечно, руководители города, тем более такого, как наш Владимир. Почему рядом с историческими памятниками архитектуры на его улицах вырастают современные дома-уроды? Взять хотя бы Вознесенскую слободу… я понимаю - бизнес, но неужели деньги решают всё? 

Если федеральных денег не хватает

О.Ш.:- Культура всегда была на дотации государства. Её предназначение - давать прибыль духовную, а не материальную. Как вы относитесь к тому, что сегодня учреждения культуры поставили в такие условия, когда они вынуждены зарабатывать сами? 

С.М.: - И мы зарабатываем! Выполняем социальные заказы, что меня совершенно не коробит. Под опекой музея-заповедника находится 58 исторических памятников. На их реставрацию в 2013 году из федерального бюджета выделили 40 миллионов рублей. Этой суммы, конечно, недостаточно, поэтому в реставрационные работы мы вкладываем заработанные средства. Например, за свой счёт приобрели и установили дорогостоящую вентиляционную камеру в одном из ранних белокаменных храмов Руси - в церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Такое же оборудование за счёт спонсоров мы установили в Успенском соборе. Благодаря этой системе воздух внутри постоянно будет очищаться от копоти, будут поддерживаться оптимальная температура и влажность. Но состояние шедевров иконописи XII - XV веков, в частности, фресок Андрея Рублёва, всё ещё вызывают опасения. А мы за них головой отвечаем. Успенский - наша национальная святыня. Чтобы сохранить памятник, необходимо чётко определить правила «использования» Успенского собора, закреплённые совместным договором епархии и музея. Здесь должно быть учтено всё: и режим служб, и даже качество используемых свечей (чтобы гарь от них не вредила бесценным фрескам). К сожалению, эти вопросы нам пока не удаётся согласовать с епархией. Это очень беспокоит, тем более что вскоре предстоит реставрация иконостаса. 

О.Ш.: - Владимиро-Суздальский музей-заповедник хорошо знают в мире. Ваши ближайшие зарубежные проекты?

- С.М.: Скоро мы везём выставку «Драгоценный убор иконы» в военно-исторический музей города Плевена. У нас давние отношения с болгарскими музейщиками, я бы назвала их хорошим примером профессионально-народной демократии. 

Требуются профессионалы

О.Ш.: - Светлана Евгеньевна, сегодня культура, и это не секрет, держится на плечах профессионалов-энтузиастов. Но какие кадры придут им на смену? Особенно, если учесть, что в этом году Министерство образования и науки впервые лишило абитуриентов возможности бесплатно обучаться на факультетах «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», «Хореографическое искусство», «Музыкальное искусство эстрады» Владимирского государственного университета. 

- С.М.: - Печальный парадокс - государство не вкладывает средства в обучение специалистов, а значит, не нуждается в них, именно в этом году, объявленном Годом культуры. Могу только горестно вздыхать по этому поводу. Нам нужны специалисты, профессионалы. Но, повторюсь, корень проблемы я вижу в другом. А именно - в качестве образования. За долгие годы работы в музее я не встретила среди коллег ни одного выпускника факультета «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Музейные работники - это историки, искусствоведы, реставраторы, наконец, педагоги, на которых лежит колоссальная ответственность за воспитание личности. Не зря же существует понятие «музейная педагогика», я бы сравнила работу музейщиков с процессом создания учебника. Сегодня перед работниками культуры стоят задачи не только информационного, но и идеологического характера, ведь без единой национальной идеи невозможно двигаться вперёд. Вот что должна учитывать при подготовке молодых специалистов высшая школа. 

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах