Обрядовая сторона Масленицы сложна и вбирает в себя элементы не только славянской мифологии, но и народного христианства. Здесь есть и обряды, которые относятся к культу предков, и временным рубежам, и стимуляции плодородия.
Основными символами Масленицы являются блины, чучело, ряженые и колесо.
Чучело Масленицы
Изготовление и сожжение соломенного чучела – главная черта, в которой обычно усматривают «языческую» сторону Масленицы. При этом чучело, которое в народе называли Мареной, никогда не было идолом, несмотря на то, что, по одной из версий оно является отголоском древнего умирающего и воскресающего божества, символизирующего плодородие и плодовитость.
Ритуалы проводов Масленицы должны были способствовать тому, что земля даст богатый урожай. По этой причине, чтобы «умаслить» почву, пепел от сожженного чучела развеивали над полями.
Еще по одной версии чучело символизировало уничтожение иссякшего плодородия и новый виток в рождении.
По третьему поверью Марену отождествляли с зимой. В первый день праздника чучело наряжали в женские наряды, носили его на руках, водили вокруг него хороводы и пели колядки. В последний день праздника чучело Масленицы сжигали в огромном костре, разведенном на центральной площади. Таким образом проходили массовое прощание с зимой и встреча весны. Также люди верили, что сожженная Марена унесет с собой все болезни и невзгоды. Даже писали специальные записочки, в которых указывали, какие именно неприятности чучело должно забрать с собой.
Блины
Многие уверены, что блины у славянских народов символизировали солнце и ассоциировались с наступлением теплых весенних дней. Однако это заблуждение, которое получило массовое распространение в XIX веке, когда ученые «мифологической школы» в своей работе опирались на некорректные научные методы и связывали все мифы и ритуалы с небесными явлениями.
Блины никогда не были у славян символом солнца, они всегда являлись поминальным блюдом. А поскольку поминальная сторона также неразрывно связана с обрядом стимуляции плодородия на Масленицу, то это блюдо отлично вписалось в праздничное меню. Первые блины, которые наиболее состоятельные люди, пекли еще в понедельник, отдавали нищим и просили помянуть такого-то умершего. Также выпечку клали на «слуховое окошко» - «для душ родительских».
Блины пеклись в каждой избе. Их всегда делали много, для себя и для гостей. По одной из примет, чем больше в праздник будет съедено блинов, тем удачнее и урожайней окажется год.
Ряженые и медведь
Ряженые часто сопровождали «поезд» с соломенным чучелом на Масленицу, а также ходили на праздник по дворам и пели колядки. Ряженые символизируют души умерших предков, спустившихся на землю. Они появляются из рая, из зимы в лето.
Обряд угощение ряженых – это некое «задабривание» покойных с тем, чтобы они покровительствовали семье, скоту и будущему урожаю.
Одним из наиболее популярных персонажей у ряженых был медведь. Человек наряжался в вывернутую шубу, которая означала шкуру медведя, и изображал зверя, который просыпается после зимней спячки. Желая скорее разбудить топтыгу, люди водили вокруг него хороводы, пели и танцевали. В результате «медведь» просыпался и пытался схватить кого-то из веселящихся. Все это превращалась в игру. Каждый хотел попасть к «медведю» в лапы, поскольку считалось, что это к удаче.
Этот персонаж появился на масленичных гуляньях благодаря язычеству. Медведь был почитаем еще древними славянами, которые в день солнечного солнцестояния чествовали бога Велеса, чьим образом и был топтыга.
Нарядно украшенный колесный круг
Это один из основных атрибутов масленичных гуляний. Колесо от телеги обвивали цветами и лентами, а затем крепили на шест. Конструкцию под песни носили по улицам всю неделю.
Также с пригорков катали старые зажженные колеса от телег. Согласно примете, счастливый и богатый год ожидает того, чье колесо докатится до дома, ни разу не упав. Для девушек удачно докатившееся колесо означало скорое замужество.