Примерное время чтения: 9 минут
416

«Цифра» шла полвека. Преподаватель ВлГУ - о встрече с «отцом телевидения»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. 'АиФ-Владимир' 13/11/2013
Фото Людмилы Потребиной / АиФ-Владимир

Приобщаясь к этому благу цивилизации, жителям Владимирского края хорошо бы вспомнить, что один из его создателей - муромлянин, в годы Гражданской войны эмигрировавший в США, - Владимир ЗВОРЫКИН, которого ещё при жизни называли «отцом телевидения». Серьёзный шаг сделал он ещё полвека назад и по созданию цифрового телевидения.  

Интересно, что во Владимире живёт и работает практически в той же сфере человек, которому доводилось встречаться со Зворыкиным, - доктор технических наук, профессор Владимирского государственного университета Александр ГАЛКИН. Пережитое Александром Павловичем - наглядное подтверждение того, что отнюдь не от достижений технической мысли много лет зависели возможности россиян пользоваться новинками: политика была во-первых, всё остальное - во-вторых. Итак…

Сократил период настройки

Людмила Потребина, vlad.aif.ru: - Александр Павлович, почему вы выбрали именно эту сферу деятельности?

Александр Галкин: - С детства увлекался радиоделом, занимался в кружке радиолюбителей, в радиоклубе. И когда пришлось выбирать профессию, решил поступать в радиоинститут. Тогда по всему Союзу было только 2 таких вуза. Из Магадана, где окончил школу, решил ехать в Рязань, где был один из них. Конкурс был большой, хотя сдавали 5 экзаменов. Мне удалось поступить. 

Л.П.: - Наверное, и учиться было непросто?

А.Г.: - Зато интересно. Я учился на повышенную стипендию. Она была тогда 56 руб. 25 коп. (а минимальная зарплата в то время - 60 руб.). Получил приглашение на работу от ректора (тогда это был Владимирский вечерний политехнический институт) Алексея ДОКУЧАЕВА и приехал во Владимир в 1966 г. А в 1968 г. меня призвали в армию как офицера запаса. Служил 2 года в  войсках ПВО; бывал и на полигоне, где производили пуск, и на других важных военных объектах. Внёс даже рацпредложение, которое внедрили в  действующую тогда военную технику. 

Л.П.: - В чём оно заключалось? 

А.Г.: - Если кратко, то период настройки определённой аппаратуры сократился с получаса до полминуты. Именно из-за этого рацпредложения меня и направили во Вьетнам - (удалось побывать и в городке Камрань, где находилась военно-морская база). Моими задачами было внедрять моё рацпредложение в установленную аппаратуру, помогать вьетнамским товарищам осваивать усовершенствованную боевую технику на практике. 

Л.П.: - Но ведь официально наши войска не участвовали в боевых действиях?

А.Г.: - Совершенно верно. И поэтому мы там находились в штатской одежде и без документов. 

Л.П.: - А как общались, не зная языка? 

А.Г.: - Русский язык частично знали вьетнамцы, а потом в технике и без языка все понятно… Вьетнамцы, освоив советскую технику,  успешно сбивали американские самолёты. Экипажи этих самолётов (по 12-15 человек) спокойно спускались на парашютах: они не боялись попасть в плен. Ведь их обменивали на вьетнамцев, оказавшихся в руках американцев. 

Позже во Вьетнаме на территории военно-морской базы Камрань поставили памятник советским специалистам, которые помогали братскому народу. 

Привлекла наука

Л.П.: - А как сложилась ваша дальнейшая судьба? 

А.Г.: - Мне предлагали остаться в армии, но я отказался: наука привлекала больше. Вернулся в институт, защитил диссертацию. Со временем из комнаты в общежитии института перебрался с семьёй в квартиру, потом построили дом.

Был деканом отделения  иностранных студентов, читал лекции в Турции, Индии, Египте, Шри-Ланке, Китае. Точнее, использовал их методику преподавания: студенты заранее знакомятся с текстом лекции, а на занятии задают возникшие у них вопросы. Опыт показывает, что это - более эффективная методика, чем просто чтение лекций, поэтому использую её и у нас на кафедре.

Л.П.: - Очевидно, среди тех, кто сейчас только начинает свой путь в науке, есть и иностранцы?

А.Г.: - Среди моих аспирантов был только один русский, остальные  иностранцы: из Бангладеш, Йемена, Сирии, Палестины, Иордании.  Каждый из них выбирает для разработки тему по направлению, важному для своей страны. 

Л.П.: - А как бы вы охарактеризовали вкратце результаты своей научной деятельности на данный момент? 

А.Г.: - Это 11 изобретений,  много статей, учебные пособия, монографии и т.д. Некоторые связаны с диагностикой аппаратуры, другие - с информационной защитой, улучшением качества связи. 

Американский муромлянин

Л.П.: - Правда ли, что вам доводилось встречаться со знаменитым муромлянином Владимиром Зворыкиным?

А.Г.: - Да. В 1967 г. я был участником Всесоюзной научной конференции, посвящённой Дню радио. Она проходила в Москве. В программе пленарного заседания конференции был доклад Зворыкина, имя которого было тогда ещё мало кому известно. Ведь эмигрант тогда был чуть ли не политическим противником. Тема его выступления была написана на латинице, и я подумал: «Значит - иностранец». Когда объявили его выступление, за спиной кто-то сказал: «Отец телевидения». Он приветствовал зал традиционным «Ледис энд джентльменс», причём говорил по-английски с заметным акцентом. А потом перешёл на русский язык - мягкий и грамотный. Зворыкин посвятил свой доклад, в том числе, и цифровому телевидению, казавшемуся тогда почти фантастикой. 

В перерыве ко мне подошёл сотрудник оргкомитета и сообщил, что со мной хочет поговорить Зворыкин; я удивился, но пошёл за ним следом. В кабинете, куда меня привели, сидел Зворыкин вместе со своей супругой.

«Вы здесь единственный из Владимира, - обратился ко мне Зворыкин. - Я понимаю сложность просьбы, с которой обращаюсь к вам; если сочтёте её неуместной, можете не отвечать. Дело в том, что мне отказали в разрешении на поездку в Муром, а побывать в родных местах очень хочу…»

Муром тогда был закрытым городом: побывать там иностранцам было проблематично. Я посоветовал ему взять турпоездку «Владимир-Суздаль» (туристов селили в гостинице «Владимир» - единственной тогда для иностранцев), а потом пропустить одну из экскурсий и вместо неё поехать в Муром на такси. Зворыкин поинтересовался, сколько может стоить такси, и услышал в ответ, что рубля 3. Тогда это была сумма существенная, но не для обеспеченного человека: билет на электричку от Владимира до Москвы стоил 2 руб. 10 коп.

В последний день конференции Зворыкин подошёл ко мне: «Спасибо, всё получилось». 

Наука - не в фаворе

Досье
Александр Галкин родился в 1943 г. в Алма-Ате. С родителями (отец - энергетик) жил на Сахалине, бывал на Чукотке и на Камчатке. Школу закончил в Магадане. После окончания Рязанского радиоинститута работает в ВлГУ (с перерывом на службу в армии) (прошёл все ступени от ассистента до профессора). Награждён медалью «За боевые действия», множеством грамот и благодарностей, почётным знаком «Изобретатель СССР». Четверо взрослых детей.

Л.П.: - Рассказывали ли вы тогда кому-либо об этом разговоре?

А.Г.: - Нет, конечно. Ведь тогда даже само имя Зворыкина мы не имели права упоминать, рассказывая студентам о телевидении. Называли Бориса Львовича РОЗИНГА, и это не было обманом: именно Розинг приобщил Зворыкина к этой теме. Каждый из них запатентовал в разное время свои изобретения в сфере телевидения. Называли мы студентам и учёных Павла ШМАКОВА (уроженца Владимирского края), Семёна КАТАЕВА и других. Ведь понятно, что в столь объёмной теме как телевидение работали многие. А имя Зворыкина стали произносить на официальном уровне, насколько я помню, только в 80-е годы. О моей встрече с ним писали в газете лет 15 назад.

Л.П.: - Сегодня много говорят о новых технологиях. А как поддерживают учёных? Есть ли у российской молодёжи стимул стремиться в науку?

А.Г.: - Если в советский период, когда наука действительно была в приоритете, я получал 430 руб. при средней зарплате в 110 руб., то сейчас, будучи профессором, получаю зарплату ниже средней по региону. Приходится подрабатывать. На науку времени остаётся мало. Не удивительно, что зачастую молодые люди, даже имея талант, стремятся применить его там, где можно обеспечить себе и семье достойный уровень жизни. Тем более горжусь, что хоть младший сын пошёл по моим стопам: выбрал специальность «Радиоаппаратостроение» - пока в колледже. Дочери - гуманитарии.

Л.П.: - А «в моде» ли сегодня наука за рубежом? 

А.Г.: - У меня старший сын живёт в Америке уже больше 10 лет, он - кандидат биологических наук. По его словам, там наукой занимаются только русские, индусы и китайцы; коренное население предпочитает профессии юристов и менеджеров…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах