Примерное время чтения: 9 минут
503

Искусство древних. Вязниковец - о том, как покорил своей керамикой Китай

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. 'АиФ-Владимир' 05/07/2017
«С утра до ночи я работал в мастерской, чтобы успеть создать новые авторские работы».
«С утра до ночи я работал в мастерской, чтобы успеть создать новые авторские работы». Из личного архива

Посуда, изготовленная мастером, по качеству не уступала китайской, сотворённой по древнейшему рецепту, за разглашение которого грозила смертная казнь. Покорить восток своим «ноу-хау» Виноградов не успел…

Вместо него это сделал керамист Дмитрий Мизинцев, правда, уже в наши дни. Вязниковец рассказал нам о своём путешествии в «поднебесную», возрождении древнего искусства и создании рецепта глазури «вулканической пемзы»…

Хотел попить кофейку…

Владимир Меньшой, vlad.aif.ru: - Почему именно керамика?

Дмитрий Мизинцев: -Я выбрал керамику, потому что… люблю пить кофе! В своё время увлёкся альтернативными способами его заваривания: в  хитроумной воронке, выполненной на манер кружки с отверстием в дне (пуровер), чашке с клапаном (дриппер), в стеклянном сосуде (кемекс) и т.д. В Японии целая компания создаёт эту «причудливую» посуду. Промелькнула мысль, что вот бы здорово самому заняться её изготовлением. Показалось, что это просто. Вот уже несколько лет в моей мастерской есть традиция начинать рабочий день с кофе... 

Сосуды, покрыты «фирменной» глазурью, которая даёт эффект кипения поверхности наподобие вулканической пемзы
Сосуды, покрыты «фирменной» глазурью, которая даёт эффект кипения поверхности наподобие вулканической пемзы Фото: Из личного архива

В.М.: - Как ты постигал азы этого искусства?

Д.М.: - Специально нигде не обучался. Всё познавал на практике: читал специальную литературу, в том числе и советскую, смотрел видеоуроки (в основном зарубежные), общался с технологами-керамистами из разных стран, даже специально поехал в бывший институт по керамике и стеклу в подмосковный Железнодорожный. Если у меня появляется интерес, я очень быстро нахожу информацию и впитываю её, как «губка». Ну а затем проверяю её на практике. Путь через теорию, конечно, проще, но, это не по мне. Я предпочитаю окунуться в процесс с «головой и руками».

Обучаться работе с керамикой было непросто, учитывая, что нет профильного образования и наставника. Много ошибок, много работы, много времени, - вот рецепт для получения нужного результата, и я не ошибусь, сказав, что это актуально для любого ремесла и занятия. А ещё важно верить и не сдаваться, тогда судьба обязательно тебя вознаградит. Как случилось у меня с поездкой в Китай.

Керамика Дмитрия Мизинцева
Керамика Дмитрия Мизинцева Фото: Из личного архива

Восток - дело тонкое…

В.М.: - Как тебя занесло в Китай?

Д.М.: - Совершенно случайно! Я не планировал никаких поездок в этом году. Друзья предложили отправить заявку на участие в симпозиуме. Как раз в это время у нас в мастерской появилась новая глазурь, которую мы сами «намесили». Она давала интересный эффект кипения поверхности наподобие вулканической пемзы. 

В течение двух недель я изготовил вазы и отправил их фотографии в оргкомитет - «по приколу». Как и полагается во всех таких счастливых случаях, я благополучно забыл про свою заявку. Через неделю пришёл ответ: «Приглашаем вас на 6-й интернациональный симпозиум по керамике в г. Чанчунь, Северный Китай»… Я не был готов к такому! За один месяц надо было умудриться получить загранпаспорт, визу и подготовить необходимые материалы для участия в симпозиуме!

В.М.: - В аэропорту при досмотре не возникло «лишних вопросов»?

Д.М.: - Мне пришлось заранее продумать, как провезти через таможню и службу безопасности аэропорта несколько пакетов…с белым порошком! Для этого я специально ездил к поставщику сырья и договаривался о получении различных справок и документов. В аэропорту, как я и предполагал, у службы безопасности возникло очень много вопросов (смеётся). Спасли необходимые документы. Поэтому в Китае я работал со своими материалами, что, как оказалось, стало решающим моментом всей моей поездки.

В.М.: - Что больше всего удивило в восточной стране?

Д.М.: - Удивило всё! Это была моя первая поездка и первый полёт на самолёте. Поэтому от первого взлёта до посадки  в Москве - море впечатлений и эмоций. Китай - одновременно самобытная и современная страна, в чём-то похожа на Россию… В любом случае, было крайне интересно познакомиться с культурой Китая, мастерами, поучаствовать в симпозиуме!

В.М.: - Чем ты занимался на симпозиуме, слушал  лекции?

Д.М.: - Думал, что большую часть времени мы будем проводить, слушая скучные лекции, отчёты, выступления. Видимо, ввело в заблуждение это «страшно научное» слово. Но симпозиум по керамике - это работа, работа и ещё раз работа! За 2 недели нужно было сотворить 2 уникальных изделия. С раннего утра и до позднего вечера я работал  в мастерской. Хочу оговориться, что 2 недели - это очень короткий срок, особенно, если под рукой нет привычных инструментов! Кстати, именно в Китае я впервые сел за гончарный круг…

В.М.: - Ну, что…покорил китайцев нашей вязниковский керамикой?

Д.М.: - Китайцы первыми изобрели фарфор, «работают» с глиной не одно тысячелетие»! Китайская керамика  - это, в первую очередь, сильная традиция, и только потом уже -  творчество. Из поколения в поколение мастер всё повторяет за своим учителем, привнося в само изделие лишь крупицу своего «Я». Понимая это, китайцы стремятся обогатить свою культуру, впитывая самые современные направления в керамике со всего мира.

Покорить организаторов керамикой, конечно, сложно. В течение последних 6 лет, как проводится симпозиум в Чанчуне, музей-галерею посетили больше 70 участников со всего мира (это около 30 стран)! Они создали более 300 уникальных работ! Поэтому китайцы воспринимали наши изделия хоть и с восхищением, но уже с пониманием того, что керамика удивляет всегда.

В.М.: - Чем отличается китайское искусство от русского?

Д.М.: - Китайское искусство керамики более традиционно, тут в основном преобладают китайские народные мотивы, пейзажи и значимые культурные и духовные события. Русская керамика, как и европейская, несёт в себе авторский замысел, где всё полностью отдано полёту мысли конкретного мастера. Поэтому каждая работа индивидуальна и неповторима.

В.М.: - У тебя есть свои особые рецепты?

Д.М.: - Да, моё техническое образование постоянно заставляет искать что-то новое, смешивать «несмешиваемое», обжигать «необжигаемое». А отсутствие профильного образования и, как следствие, отсутствие узкопрофессиональных табу и запретов позволяет свободно искать и творить, ни на что не оглядываясь. Поэтому у меня в запасе есть много интересных рецептов. Но это секрет!

Иду своим путём…

В.М.: - Ты случайно не потомственный «гончар»?

Д.М.: - Нет, я иду своим путём.

В.М.: - Не пробовал экспериментировать со старинными «рецептами», найти «корни» вязниковских керамистов…

Д.М.: - Я искал исторические справки о керамике, мастерах нашего края и города. Ничего значимого мне не попалось. В основном, здесь жили ремесленники, изготавливавшие обычную посуду не для «роскоши», что, собственно, подтверждается находками черепков в культурном слое древнего города Ярополч (вблизи Вязников). Очень хочу попробовать изготовить чернолощёную керамику древней Руси.

Современные мастера ушли очень далеко от своих «пращуров». Сейчас огромный выбор материалов, оборудования, технологий…. Но всегда есть чему поучиться у наших прадедов и дедов. Вот только не у каждого дедушка гончар или керамист... 

В.М.: - Керамика… Мужское ли это дело?

Досье
Дмитрий Мизинцев. Родился в 1987 году в Вязниках. Окончил Ковровскую технологическую академию им. В.А. Дегтярёва (лазерные системы в ракетной технике и космонавтике). С 2015 года занялся керамикой.

Д.М.: - Это дело творческое! Глина - материал  для созидания. И каждый может найти к ней свой собственный подход: как хрупкая девушка, так и сильный мужчина, а, возможно, даже и творческий союз (смеётся). Сложно сказать, кого в этом ремесле больше - девушек или мужчин. Всё зависит от конкретной техники работы с глиной. Если говорить о лепке и скульптуре, то это ближе женщинам. Тут требуется спокойная работа с материалом, усидчивость и внимание. Если брать,  например, литьё в формы и гончарное ремесло, то тут совершенно не лишней будет мужская сила. 

В.М.: - Какие планы на будущее?

Д.М.: - Планов на будущее очень много, а после поездки в Китай их стало ещё больше! Прошёл всего лишь месяц после моего путешествия, а в мастерской уже стоят новые изделия, которые я создал под впечатлением от «поднебесной»! Совершенно точно я продолжу заниматься керамикой, постараюсь ещё раз побывать в Китае и других странах.

В.М.: - Твои работы можно увидеть в музеях или галереях мира?

Д.М.: - Недавно три мои работы выставили в китайской музее керамики в г.Чанчунь. И я надеюсь, что это только начало.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах