Свои работы автор преподносил в дар Александру Лебедю, Алексию II, Владимиру Путину.
На прошлой неделе в областном Центре изобразительного искусства открылась выставка работ Сергея Карелина. Наш корреспондент встретился с мастером и узнал о просветительской роли ювелирного искусства.
Тяга к металлу
-«АиФ-Владимир»: Сергей Иванович, как получилось, что вы, дипломированный педагог-историк, стали ювелиром?
- Сергей Карелин: Тягу к металлу, осознанную позже, я почувствовал в детстве. Корни дали знать о себе – мой дед и дядя были ювелирами. Отец, Иван Ильич, был искусным художником-модельером. Поражал всех умением шить чёрные фраки …белыми нитками. В портновском деле – это высший пилотаж. К нему всегда стояла очередь из «ВИП-персон» того времени. Приезжал даже сын легендарного Чапаева – просил пошить китель. Настоящей мастерицей-вышивальщицей была и мама – Ольга Николаевна. Я благодарен ей за то, что она старалась привить мне чувство прекрасного, учила доводить каждое дело до совершенства, научила меня видеть мир по-своему.
И когда стал взрослым и получил специальность педагога-историка (меня всегда интересовало развитие ювелирного дела в Древней Руси), вдруг «услышал звоночек» внутри себя. Однажды… взял и сделал колечко для жены. А затем, спустя несколько лет, уже работал в собственной мастерской. Своеобразный «экзамен на ювелира» я сдал и получил признание как профессионал, когда изготовил копию миниатюрной кареты работы Фаберже по фотографии. Это - единственная копия в моём авторском собрании. Сегодня она здесь, на выставке, в коллекции, посвящённой памяти династии Романовых.
-«АиФ-Владимир»: Когда смотришь на вашу «Царскую коллекцию», невольно отмечаешь, что выполнена она с необыкновенной теплотой. Такое впечатление, что вы лично знаете фамильные предпочтения Романовых. Может быть, вы имеете какое-то отношение к венценосной фамилии? Вам, наверное, не раз говорили и о вашем внешнем сходстве с Императором Николаем II?
- С. К.: Такое случалось. Никакого отношения я к роду Романовых, конечно же, не имею. Но у меня особое отношение к царской фамилии. Я потрясён страшной трагедией семьи последнего Российского Императора. На том, что произошло в Екатеринбурге в доме Ипатьева, на страшной Голгофе, крови царя и его невинных детей построить новую историю было нельзя. Все мы до сих пор расплачиваемся за это страшное преступление.
Когда я создавал своё посвящение памяти Романовых, не хотел придумывать какие-то сложные композиции. Я просто представил, будто и наследник Алексей, и его сёстры живы. Если бы я их увидел, я бы преподнёс им самое лучшее, что умею, - всё моё мастерство ювелира. Появилась идея создать своего рода «подарки» для погибших детей царя Николая II.
Протест против крови
-«АиФ-Владимир»: Расскажите о «жемчужине» сегодняшней экспозиции, этих потрясающей красоты и дизайна часах…
- С. К.: Эти часы называются «Часы для планеты Земля». Я работал над ними 20 лет. Они показывают отсчёт времени от рождения Земли до её неизбежного катастрофического сближения с Солнцем через 5 миллиардов лет. Их называют (по отзывам тех, кто видел их на выставках в разных странах мира, по оценкам различных справочников и энциклопедий,- прим. авт.) философски-психологическим оружием против всех войн и убийства человека человеком. Действительно, эта работа – мой посыл человечеству как гражданина, гуманиста, верующего православного человека. Я мечтаю, чтобы люди на планете поняли, что Земля не будет существовать вечно. Нужно дорожить жизнью, но люди на планете не понимают этого и ежедневно убивают друг друга. Животные убивают друг друга из-за голода, а человек, венец мироздания, убивает подчас от скуки или из удовольствия. Часы – это мой протест против крови. Я хочу, чтобы они были силой, способной остановить войны. С их помощь я хочу, чтобы у людей менялось мышление, чтобы постепенно в их сознании накапливался ген сопротивления бесполезным кровопролитиям.
В дизайне часов - составные части единого духовного символа, сложенного из знаков четырёх главных вероучений планеты: христианства, иудаизма, ислама и буддизма. Земной шар укрыт шатром, который держится на древнеегипетских крестах, символах вечной и счастливой жизни. На другой стороне – голубь мира как символ надежды.
Единственная стрелка на часах сделана в виде клонящейся вправо Эйфелевой башни. Движение стрелки происходит по закону всемирного тяготения и по компьютерному расчёту. Символ главного, как я считаю, города мира, таким образом, показывает, что ничего абсолютно стабильного на свете нет. Как нет движущего эту самую стрелку механизма. Просто верхний конец башни-стрелки утяжелён и его незаметно для человеческого глаза «поворачивает» сила самого земного притяжения. Циферблат содержит только деления от 0 до 5. Планета уже прожила несколько миллионов лет, поэтому башня отклонилась от первоначального значения, но до единицы, естественно, ещё не дошла. При нашей жизни она останется всё в том же положении.
Камни в греческом кресте по центру находятся в постоянном движении, показывая уходящие мгновения и таинственно мерцая. Это «живая дисперсия», впервые в мире применённая технология представления огранённых драгоценных камней. Механизм, приводящий цирконы в движение, сделан по военным стандартам, и прежде чем установить его на место, я целый год проверял точность его работы. Всего на часах 124 циркона, но есть и рубин, украшающий вершину Эйфелевой башни на часах, и бриллиант фирмы «Coster Diamonds» из Амстердама. Поверхность часов покрыта слоем золота. Чтобы сделать такое напыление, требовалась большая сумма денег. Но Николай Кувардин, директор Кольчугинского завода, куда я в своё время обратился, проникся моей идеей и взял расходы на себя.
-«АиФ-Владимир»: Ваши ювелирные шедевры из коллекций «Посвящение Дому Романовых», «Русь Святая», «Для любимых женщин» и, конечно же, «Часы для планеты Земля» - гостили на выставках и музеях по всему миру. Но нередко без вас. Почему?
- С. К.: Иногда путешествовать не позволяет здоровье, иногда – работа над новыми проектами. Но в любом случае: со мной или без меня, мои работы «рассказывают», что они родились на Владимирской земле. Каждая выставка - популяризация культурных русских традиций, которые всегда опирались на любовь к Богу и Отечеству. Моя задача: развить и донести миру высокий уровень и самобытную прелесть ювелирного искусства России.
«Долговечный» двигатель
-«АиФ-Владимир»: Новые проекты… Какие они?
- С. К.: Продолжаю развивать и претворять в жизнь идею чистоты и сохранения нашей планеты. На сегодняшней выставке я покажу результат моего труда за последние несколько лет: модель двигателя, генератора, который работает без использования какого-либо топлива, используя только магнитную энергию в течение очень длительного времени.
-«АиФ-Владимир»: Вечный двигатель?
- С. К.: Долговечный двигатель (улыбается). Для работы над проектом мне пришлось всерьёз заняться физикой (учением Теслы), математикой, экологией.
-«АиФ-Владимир»: Так, кто же вы больше – педагог, историк, физик, математик, эколог, художник, ювелир?
- С. К.: Пожалуй, философ.
ДОСЬЕ
Сергей Иванович Карелин – художник-ювелир. Член Союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО, академик санкт-петербургской Петровской Академии наук и искусств.
Родился во Владимире в 1956 году. В 1982 году закончил исторический факультет ВГПИ. Работал учителем истории и обществоведения в школах Владимира, Сахалина и Курильских островов. В 1990 году ему присвоено звание «Мастер-художник высшего класса» и личное клеймо. Работает в индивидуальной манере, в технике сложного монтажа с элементами зерни и скани, чернения и собственной технологии – сканоплетения.
Многие работы мастера находятся в частных коллекциях в Англии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, а также в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника, во Владимирском фонде культуры.
КСТАТИ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, побывав на выставке работ Сергея Карелина в Кремле, сказал, что они достойны занять место в Оружейной палате. Ювелир получил высочайшее Благословение Патриарха на завершение коллекции «Русь Святая» и на работу над «Часами для планеты Земля».