230

Спасительное чтение. Библиотека превращается в экспертный центр

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. 'АиФ в Иванове' 26/03/2014
Фото Татьяны Матвеевой / АиФ-Владимир

«Библиотека должна измениться, - говорит он. - Из хранилища книг она должна превратиться в экспертно-информационный и культурный центр, который будет отвечать запросам современного общества».  

Любовь к Незнайке

Татьяна Матвеева, vlad.aif.ru:- Тимофей Николаевич, почему вы пришли работать в библиотеку?

Тимофей Илюшин: - Не могу сказать, что мой выбор был случайным. Наоборот, он был осознанным и целенаправленным. Как бы высокопарно и пафосно это ни звучало, но я решил положительно повлиять на те процессы, которые происходят в обществе. Пусть немного, но положительно повлиять. После лихих 90-х в течение долгих лет планомерно шло разрушение нашего русского культурного наследия, традиций. Многие современные дети перестали читать. Меня это искренне расстраивает. Это первая и главная причина выбора моей профессии. 

К тому же, я очень люблю читать. Я рос в большой семье: нас пять братьев. И все мы воспитывались на книгах. Мама продолжила пополнять и без того большую библиотеку, доставшуюся от дедушки. Здесь и тома советской энциклопедии, и произведения классиков художественной литературы.

Т.М.: - А у вас какие в детстве любимые книги были?

Т.И.: - В детстве зачитывался «Приключениями Незнайки в Солнечном городе» Николая Носова. Очень любил про Карлсона читать. Ещё один из самых любимых моих героев - это Гном Кнопкин (книга «Малышам о звездах и планетах»). Сейчас я поклонник научной фантастики.  

Т.М.: - Насколько профессия библиотекаря современна и востребована?

Т.И.: - Я поступал учиться в Ивановское областное училище культуры в 2007 году. Тогда более 20 бюджетных мест на эту специальность были заняты. Дело в том, что профессия библиотекарь - классическая. Изначально она была сугубо мужской, а теперь, наоборот, стала по большей части женской. Причём в России это выражено ярче всего. Безусловно финансовая ситуация сильно сказалась и продолжает сказываться на престиже этой профессии. Чего скрывать, зарплата рядового библиотекаря составляет 6500 рублей.

Т.М.: - Целенаправленно пришли работать именно в детскую библиотеку?

Т.И.: - Нет, так вышло. Здесь просто была вакансия. Получив диплом, я стал искать работу, стал обзванивать библиотеки. В этой детской библиотеке была вакантна должность заведующего филиалом. Функции завфилиалом немного отличаются от обязанностей обычного библиотекаря. Он больше хозяйственник. Но также занимается подготовкой тематических и досуговых мероприятий, организацией экскурсий в библиотеку, работой с читателями.   

Кстати, это только на первый взгляд работа в библиотеке кажется простой и унылой. Отмечу, что библиотекарь должен много уметь и знать. Не случайно же обучение по специальности длится три года. Он как минимум должен иметь определенный уровень гуманитарной подготовки, обладать знаниями специальных предметов, которые позволят грамотно работать с литературой. Это в нашем филиале фонд состоит из 14 тысяч книг. А в ивановской научной библиотеке книг миллионы.

Читают семьями 

Т.М.: - Тимофей, по вашим наблюдениям, что сейчас читают дети?

Т.И.: - Если говорить о классиках, то спрашивают книги Волкова, Грина, Носова, Пришвина, Бианки, Пушкина. Из зарубежных классиков -  Дефо, Экзюпери, Киплинга, Родари, Андерсена и многих других. 
Есть ребята, которые приходят с родителями, с бабушками или дедушками. 

Начиная со второго и третьего класса, многие приходят самостоятельно, выбирают книги сами, нередко советуясь с библиотекарем. Заказывая новые книги и периодику, мы часто ориентируемся на запросы наших читателей. Кстати, периодика для детей и юношества в нашей библиотеке представлена довольно широко - только в нашем филиале более 25 наименований журналов. 

Я уверен: посещение детьми библиотек нужно поощрять. Ведь читать для развития просто необходимо! В процессе чтения, собрав каждое слово по буквам, а после, собрав слова в предложения, мозг совершает гораздо большую работу, чем при освоении аудио-визуальной информации. Иными словами, человек продуктивнее развивается. То есть детское чтение я бы назвал спасительным. 

Т.М.: - Нас в свое время учили: хочешь что-то узнать, возьми энциклопедию. Современные дети пользуются ею?

Т.И.: - Сегодня, если хочешь что-то узнать, зайди в поисковую систему в Интернете. Мы активно пользуемся этим сервисом. Я, признаюсь, пользуюсь электронной книгой. Но читаю книги я в электронном формате просто потому, что бумажная литература жутко дорогая. Бюджетному работнику трудно купить книги, о которых он мечтает. 

Т.М.: - По каким критериям вы выбираете и заказываете книги и журналы для библиотеки?

Т.И.: - Основную часть поступлений определяет наш централизованный отдел обработки. Его сотрудники тщательно исследуют книжный рынок и отбирают всё лучшее. Кроме этого, мы составляем списки литературы и периодики, опираясь главным образом на предпочтения наших читателей.  Отмечу, что книг поступает в последние годы довольно много. 

Т.М.: - Как вы отнеслись к тому, что в соответствии с новым российским законом некоторые детские книги получили возрастные ограничения? 

Т.И.: - Я прочитал закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Моё мнение: закон правильный и замечательный, но его приняли впопыхах. Не вдаваясь в детали, скажу, что он выпустил из своего внимания те вещи, которые надо было бы подрегулировать этим законом, например, рекламу на баннерах и тому подобное.

Эксперты в мире информации

Т.М.: - И всё же современная библиотека отличается от той, которая была лет пять-десять назад. Здесь появилось много модных книг, компьютеры…

Т.И.: - Актуальность библиотеки в том виде, в котором она существовала долгие годы, теперь нередко ставится под сомнение. Сегодня идет трансформация библиотечного дела. Библиотека превращается в экспертно-информационный и культурный центр. Интернет даёт возможность получить почти любую информацию в любом месте и в любое время. В связи с этим основная функция библиотеки - как хранилища книг - начинает упраздняться. В современном мире библиотека должна обладать методологическими знаниями поиска информации, так как информационный массив каждые несколько лет увеличивается в планетарном масштабе в разы.

Учитывая огромные масштабы и постоянный рост информации, нам нужен проводник. Эта функция также должна стать одной из главных функций библиотеки.

Т.М.: - А зачем тогда вообще нужна библиотека, если всё есть в Интернете?

Т.И.: - Из «всемирной паутины» можно получить практически любую информацию. Но возникают вопросы о её достоверности, актуальности,  качестве, первоисточнике. Обучение методологии вычленения качественной информации также может стать одной из функций библиотек. К тому же,  вряд ли стоит списывать со счетов традиционную книгу. О том, может ли она быть полностью заменена на электронный носитель, ведётся много дискуссий. И окончательного ответа пока не найдено. 

Не надо забывать также о просветительской и воспитательной функциях, которые издревле присущи библиотекам. Уверен, они должны сохраниться.  

Кроме того, библиотека - это мир с особой атмосферой. Здесь много чем можно заняться, а книга будет незаменимым проводником в любом деле.

Т.М.: - Давайте тезисами обозначим, что требуется для трансформации библиотеки в эксперт­но-информационный центр.

Т.И.: - Я недавно писал письмо на имя главы региона Ивановской области Павла Конькова и рассказывал как раз об этих составляющих. Во-первых, нужны высококвалифицированные кадры. Упрощенно говоря, библиотекарь не просто должен знать, на какой полке стоит книга. Он должен уметь оказывать читателям и методологическую помощь. Нужна современная техника.  И ещё нам нужно лучше освещать нашу деятельность в СМИ, чтобы у чиновников не возникало сомнений в пользе библиотек для общества.

В детских ивановских библиотеках Интернет, кстати сказать, бесплатный для юных читателей. В этом их отличие от многих других. Ограничение доступа к запрещенным сайтам выдерживается. 

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах