Как-то раз профессор ИвГУ Михаил Тимофеев услышал от коллеги, что преподаватель эстетики обязан творить что-то свое. Его внимание всегда привлекали интересные детали городского быта, и педагог решил их фотографировать, да так, чтобы запечатленные вещи, места, события приобретали некий закадровый, потаенный смысл.
Красно-серые города
Со временем рождались тематические серии, одну из которых Михаил Тимофеев, в свое время представил в Иванове на выставке «Красное и серое: Иваново - Краков». Эта подборка объединена характерными цветовыми сочетаниями, которыми, как почувствовал фотограф, наш областной центр перекликается с польским городом. (К сожалению, черно-белое исполнение газеты не позволяет проиллюстрировать этот противоречивый, но такой естественный диалог двух, казалось бы, совершенно разных городских структур).
- После выставки эта цветовая гамма еще больше закрепилась за мной как некий авторский бренд. Когда вижу красное в сочетании с серым, фотографию делаю не задумываясь, чисто рефлекторно, - рассказывает Михаил Тимофеев.
Изначально интерес к этому сочетанию возник у фотографа, когда он попытался охарактеризовать Иваново с помощью цветов - подобрались только красный и серый:
- Старая городская архитектура часто краснокирпичная. Серых зданий в Иванове тоже хватает. Данное цветовое сочетание рождает некую метафору. Настоящий красный кирпич вековой давности является символом ивановской традиции - русского Манчестера, правда, в последнее время этот элемент стараются заштукатурить, спрятать за современными материалами…, - поясняет Михаил.

Фото: Михаила Тимофеева.
Большое подспорье для фотографических сравнений и обобщений Михаилу Тимофееву дают путешествия. В случайных деталях он способен разглядеть прецедентный, навеянный манерами художников образ, не очевидный для мимолетного взгляда прохожего.
- Однажды ранним утром после дождя я долго ходил по пустынному кубинскому пляжу возле одиноко стоящего пластмассового кресла, чтобы удачно запечатлеть эту сюрреалистическую картинку: было понятно, что это чистой воды Рене Магритт, - вспоминает Михаил Тимофеев.
Уют в неуютности
По мнению философа, привлекательные панорамы можно встретить где угодно, причем фактурные места снимать сложно из-за того, что там всё красиво. С другой стороны, есть населенные пункты, сложные для съемки тем, что они «не очень напоказ», «поэтому при знакомстве с ними сначала чувствуешь сопротивление, потом входишь в текстуру и начинаешь выделять интересные сегменты».
Михаил Тимофеев считает Иваново именно «скрытным» городом, в котором среда в целом входит в противоречие с теми местами, где привыкли бывать местные жители. Фотограф нередко обращается именно к картинам реальной городской жизни: неприютно-тоскливым уголкам - так называемой «негативной» эстетике. В запущенности, неустроенности быта художник находит некие метафоры «уюта в неуютности». Почувствовать это настроение можно, например, на снимке «Дома коллектива» на Рабочем поселке: «В этом старом здании вряд ли захочет жить человек, но в то же время дом являет собой некий артефакт, который показывает, что раньше люди и здесь могли создать уют. Эта идея воплощается через спящего на ржавом балконе рыжего котика.
.jpg)
400-квартирный «Дом коллектива» на Рабочем поселке/ Фото: Михаила Тимофеева.
Фотохудожник неоднократно убеждался в том, что в съемке важна сиюминутность, поэтому привык ценить мгновения - ведь через секунду всё может измениться. Часто бывая на ул. Тимирязева, философ городских окрестностей заприметил в окне чердака ветхого частного дома портрет Ленина и в ясную погоду сфотографировал его и проходящих мимо девушек. «На снимке понятно, что в этом месте бывают люди, но они очень далеки от того, что над их головами, поэтому жизнь идет дальше, - рассуждает Михаил Тимофеев. - Картонного Ленина вставили вместо окна наверняка не от хорошей жизни, просто чтобы закрыть пустоту. В этом есть что-то концептуальное. Я часто обращаю внимание, какое применение в Иванове находит тема родины первого Совета, хотя над этим мало кто иронизирует.
О, как ты изменчива… городская среда!
Советские отголоски сегодня - не просто привет из прошлого, но и возрождающиеся обновленные образы, вызванные ностальгией по СССР и молодежной модой. Несмотря на то, что напоминаний об СССР нынче хватает, к нам приходит мода на «советскость в деталях». Михаил Тимофеев полагает, что эта тенденция приходится на начало 1990-х годов. Он отмечает, что коммунистическая атрибутика, используемая во внешнем и внутреннем оформлении отдельных заведений, главным образом, питейных, рассчитана на разные целевые аудитории, в том числе на молодежь:
- Для молодого поколения потребление знаков советскости - это аттракцион, по сути сравнимый со знакомством с какой-либо иной малознакомой культурой.
.jpg)
Предчувствие Нового года./Фото: Михаила Тимофеева.
... Многие снимки Михаила Юрьевича, которые он обыгрывает остроумными комментариями, вызывают улыбку, ради чего, собственно, по признанию автора, он и фотографирует. Городская повседневность дает множество поводов для иронического переосмысления: ивановское «деревянное зодчество» на ул. Бубнова - незавершенный плод чьей-то строительной мысли, место общего пользования на фоне разрушенной кирпичной кладки; или невеста в окне офиса - «объект, охраняемый милицией вневедомственной охраны». А вереница биотуалетов, которую фотограф запечатлел в День города, в дополнительных комментариях не нуждается: «Тебе, Иваново, добро и красоту!»
Если подобные веселые картинки можно встретить вне зависимости от времени, то городская среда в целом изменчива и расслоена, считает Михаил Тимофеев:
- Следует разделять деревянное Иваново, краснокирпичную фабричную архитектуру второй половины 19 века, конструктивизм, сталинские постройки, панельные - всё это слои. Правда, в Иванове, в отличие, например, от Екатеринбурга, где существует отдельный квартал конструктивистов, они перемешаны. Но мне как раз интересно «прочесть» эти контрасты…
Спасут ли овощи от безработицы?
Где живёт сказка? Художница из Иванова рассказала, как начала рисовать
Как стать поэтом. Разговор с неисправимой оптимисткой
Искусство древних. Вязниковец - о том, как покорил своей керамикой Китай
Народно-художественные промыслы: сохранить нельзя утратить