Замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин, выступая на научно-практической конференции на журфаке МГУ им. Ломоносова, объяснил, что журналистика – это бизнес, а будущим репортерам необходимо подготовиться к тому, что «дядя будет говорить, что писать и как писать». Как пояснил чиновник, к такому мнению он пришел на основе своего опыта работы в медиа-сфере. Преподаватели встретили подобное высказывание топотом, а Волин пояснил позже, что негативная реакция объясняется «ужасающей разницей между тем, какой представляется журналистика и медиабизнес нашему академическому сообществу, и что там происходит на самом деле». АиФ.ru поинтересовался у экспертов, насколько журналистика – бизнес, стоит ли репортерам прислушиваться к словам «дяди» и насколько этичен поступок высокопоставленного чиновника.
Борис Резник, журналист, депутат Госдумы РФ:
«Это заявление меня удивило и возмутило. Это неуклюжая попытка чиновного человека опять превратить журналистов и журналистику в подручных. Мы в свое время были «подручными партии». Хрущев в свое время назвал журналистов «подручными», и относились соответственно как к «подручным». Но даже в те очень непростые времена были профессионалы, которые проявляли свою самостоятельность, свое понимание жизни и ценностного ряда, и писали, пусть и эзоповым языком, гениальные тексты.
Он хочет сейчас превратить журналистику в подручных большого кошелька. Журналистика – это не бизнес, это состояние души, это свое понимание жизни. Это высокая профессия.
Каждый выбирает для себя: есть журналисты, а есть прохиндеи, которые крутятся вокруг журналистики. Если он всю журналистику считает такой проституированной, он глубоко неправ. Есть еще журналистика в отечестве».
Алексей Симонов, председатель Фонда защиты гласности:
«Он никакого отношения не имел к журналистике, учился на востоковедении. Был специалистом, как и я, по индонезийской филологии. Меня это чему-то научило. Его, видимо, тоже научило, но только другому.
Профессиональное сообщество, к сожалению, уже инфицировано склонностью к выполнению волинских указаний. 80% сегодняшней прессы уже живет по законам, которые Волин предлагает установить. Люди, в основном, выполняют волю тех, кто их нанимает . Журналистики в стране осталось 20% от 100. Кому он это рекомендует? Тем, кто это уже делает?
У нас вообще скромность не в моде. Господин Путин учит всех подряд и оказывается крайне успешным учителем. Волин следует указаниям партии. Ему никто из присутствующих не сказал, что он дурак. Это плохо и неправильно. Не такой уж он и важный, даже Путину умудряются возразить».
Всеволод Богданов, председатель Союза журналистов России:
«Я очень благодарен, что Алексей Волин высказал свою точку зрения. Мы, по крайней мере, увидели его лицо, его отношение к нашей профессии – к журналистике. Он заявил, что мы - обслуга. Я могу сказать, что обслуга – это средства связи, общепит, чиновники. Вот он – типичная обслуга общества. Что касается журналистики, то это глаза и уши общества. Это те средства, которые формируют общественное сознание.
Самое главное здесь – выбор, который человек делает, приходя в нашу профессию. Он может статьи пиарщиком, политтехнологом, чиновником, а может остаться журналистом с тем, чтобы помогать формировать общественное создание.
Да, сегодня очень много проблем. И самая главная проблема в том, что СМИ очень трудно стать экономически независимыми. Проблема в том, что медийный рынок не обустроен пока в экономическом и правовом поле. Этим многие оправдывают заказные материалы, из-за этого появилось слово «журналюга» и так далее. Мы должны осознать, что выбор нелегкий: стать пиарщиком, политтехнологом или остаться журналистом. Статус профессии, к сожалению, низок. Но выбор этот делать надо каждому, кто приходит на медийное поле.
Я надеюсь, что выступление замминистра Волина – некий вызов журналистскому сообществу: кто вы, люди, которые пишут? Но если мы журналисты, то мы пройдем мимо такой оценки нашего труда и продолжать свою работу».
Иван Засурский, завкафедрой новых медиа МГУ им. Ломоносова, президент Ассоциации интернет-издателей:
«Журналист - это профессия или признание, или и то, и другое. В последнем случае - это миссия: стать тем, благодаря кому общество понимает или узнаёт что-то новое или важное. <…> Пиарщик работает в интересах клиента, журналист - в интересах общества (понятного через идеалы, Всевышнего и т.д. - зависимо от уровня мотивации). Пиарщик должен донести точку зрения (реализовать интересы) клиента во всех типах медиа. Журналист должен уметь говорить правду вне зависимости от того, кто контролирует издание».
Николай Виноградов отметил 65-летний юбилей
Александр Кутрынин изобрел новую технику работы с берестой
Речевое преступление - преподаватель о силе слова и будущем русского языка
Скандалы укрепляют брак – психолог
Бывший глава Собинки рассказывает о свободе муниципальной власти, политических долгожителях и клоунах