Примерное время чтения: 8 минут
302

Зеленоглазое такси. В Иванове прокатилась волна забастовок

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. 'АиФ в Иванове' 31/07/2013

Так считает председатель Межрегионального транспортного профсоюза, член Общественной палаты Ивановской области Роман КРУГЛОВ. 

Честным быть невыгодно

Татьяна Матвеева, vlad.aif.ru: - Роман Владимирович, почему такой пессимистичный прогноз?

Роман Круглов: - После вступления в силу в сентябре 2011 года федерального закона № 69 (в народе его еще окрестили как «желтый закон») таксистам честно работать стало намного сложнее, и я объясню почему. Закон не дает приоритета легальным таксистам, тем людям, кто поверил государству и платит налоги, пенсионные и страховые вычеты, - всего около 52 тысяч рублей в год. Эти люди обязаны проходить предрейсовый медицинский и технический осмотры, таким образом, заботясь о безопасности перевозок.

Такие предприниматели стараются соблюдать закон, ведь за любое малейшее нарушение легальному таксисту грозят очень серьезные штрафы - до 300 тысяч рублей! А рядом стоит таксист-нелегал, который и налоги не платит, и работает по завышенным тарифам, и максимальное наказание, грозящее ему, - 5000 рублей.

Как видите, не все перевозчики находятся в одинаковых условиях. Государство не борется с нелегалами в том объеме, в котором это необходимо. Часто в этом виноваты серьезные пробелы в существующем законодательстве. Такой подход создает предпосылки для недобросовестной конкуренции между легальными и нелегальными перевозчиками.

Т.М.: - Сколько в Иванове служб такси?

Р.К.: - Ивановских пять, еще три пришли на наш рынок из других регионов - «сетевики». И хотя телефонов для вызова такси гораздо больше, по факту приезжают одни и те же водители, которые вынуждены работать на несколько диспетчерских служб одновременно.

Сетевые службы заказа такси, зарегистрированные в другом регионе, вошли на местный рынок «со своим уставом». Они уничтожили даже то немногое хорошее, что создавалось в ивановском такси годами.

Например, у таксистов существовал свой неписаный кодекс чести, с которым новичков знакомили коллеги со стажем, взаимовыручка. Раньше считалось зазорным брать заказы в тот момент, когда твой коллега сообщил о нападении на него. Все ближайшие авто направлялись на выручку. Сейчас многие «таксисты» даже не знают, как позвать на помощь в случае угрозы жизни или здоровью.

В такси крайне редко устраивались водители с малым стажем вождения. Некоторые службы проводили очень строгий отбор. Кандидат в водители такси должен был знать устройство авто и даже сдавал экзамен на умение оказать первую медицинскую помощь.

Новоявленные службы набирают всех подряд, иногда даже не проверяя наличие водительского удостоверения. При этом техническое состояние автомобиля часто для этих служб не имеет значения - «лишь бы колеса крутились».

Кругом творится беспредел

Т.М.: - Наблюдается ли отток водителей из служб такси?

Р.К.: - Обидно, когда уходят настоящие профессионалы с большим опытом работы, ответственные люди. За последние год-полтора по причине налогового прессинга и отсутствия приоритета из такси ушло около 20% таких водителей. Но на сотню ушедших профессионалов приходит три сотни молодых, неопытных водителей. Самое страшное то, что закон настолько несовершенный, что не дает возможности проконтролировать каждого такого водителя. И проверки только водителей неэффективны. Проверять нужно основную причину нарушений законодательства - сами службы заказа такси. Но российское законодательство не дает возможности наказать именно организатора нелегальных перевозок. Поэтому на ивановском рынке перевозок легковыми такси, как, впрочем, и по всей стране, творится настоящий беспредел.

Все это негативно сказывается на отношении пассажиров к водителям, потому что таксисты-нелегалы не имеют четких и прозрачных тарифов, разрешения на деятельность, не отвечают за безопасность пассажиров, не знают город, хамят. Этих водителей часто невозможно привлечь к ответственности, например, когда клиент опаздывает по вине таксиста в аэропорт или забывает в салоне автомобиля личные вещи, багаж.

И к самой диспетчерской службе предъявить претензии практически невозможно, потому что как таковой ее не существует в данном регионе. Эта организация может находиться за тысячи километров от вас, и в городе нет даже официального должностного лица. К тому же это не такси в чистом виде, как все привыкли считать, такие фирмы лишь продают водителям информацию о заказе, и никакой ответственности за надлежащее качество исполнения услуги они не несут.

Т.М.: В прошлом году в Иванове проверяющие инстанции изы­мали у нелегалов автомобили. Насколько эта мера эффективна? 

Р.К.: - В Иванове есть опыт изъятия и помещения на спецстоянку машин нелегалов. Автомобиль изымается в качестве меры обеспечения административного производства, а также как орудие совершения правонарушения. Этот механизм отлажен и признан эффективным. 

Контролирующие структуры изымают авто у нелегальных таксистов постоянно, существуют даже некие графики проведения таких проверок. Но по большому счету 100% эффекта эти меры не дают. Хотя бы просто потому, что нелегальных перевозчиков в 4 раза больше, чем легальных.

Должен быть создан и отлажен такой механизм наказания, чтобы люди осознавали неотвратимость наказания. Пока его нет - нет и страха за работу без официального разрешения.

Почему бастуют таксисты

Т.М.: В последний месяц по городу прокатилась целая волна забастовок таксистов. С чем это связано?

Р.К.: - Водители одной из компаний действительно обратились в Межрегиональный транспортный профсоюз за помощью. Они выяснили, что диспетчерская служба, не оповещая их, делает скидки пассажирам за счет водителей. Параллельно диспетчерская снизила и без того невысокие расценки, грубо нарушив гражданское законодательство.

На переговоры компания не пошла, исполнять законные требования водителей отказалась. Было принято решение о проведении забастовки. Одного мероприятия оказалось мало. Провели пять. В итоге служба объявила о повышении стоимости минимального проезда и о незначительном повышении стоимости проезда.

Досье
Роман КРУГЛОВ - председатель Межрегионального транспортного профсоюза, член Общественной палаты Ивановской области. Создал и возглавлял ивановскую организацию профсоюза «Таксист». Работал в отрасли такси более десяти лет. Организатор многих социально значимых акций: «Вахта памяти», «Таксисты - детям» и других.

Т.М.: - Насколько реально упал доход добросовестных водителей такси?

Р.К.: - Порядка 30%. Это очень существенно, практически уровень доходов водителей снизился до показателей 2010 года. А цены на автомобильное топливо, ГСМ, мойку, размеры страховых взносов и взносов в ПФР выросли. Нужно оплачивать заказы. Если раньше данные статьи расходов «съедали» около трети выручки, то теперь более половины! Кроме этого, ввиду появления новых игроков на рынке четко обозначился дефицит заказов. Некоторые диспетчерские в борьбе за клиента значительно снижают тарифы за проезд. 

Например, если раньше минимальная стоимость поездки была 100 рублей, то сейчас одна из служб заказа снизила ее до 70 рублей. В другой службе 1 км пути стоил 15 рублей, сейчас стоимость снизили до 13 рублей. Получается, что водители в подобных службах работают за копейки! И уйти из такси не могут, потому что в Иванове найти работу не так легко.

Чтобы работа таксиста была рентабельна хотя бы из расчета в 20%, минимальная стоимость поездки должна составлять не менее 140 рублей (за первые три км пути), а каждый следующий км пути должен стоить 18 рублей.

Т.М.: Но зато клиенты довольны, что цены на такси невысокие?

Р.К.: - С какой стороны посмотреть. Во-первых, довольных сервисом и обслуживанием пассажиров в Иваново единицы. Что можно требовать за цену, приближающую рентабельность работы даже на дешевых машинах к нулю? Во-вторых, такие службы не гарантируют пассажирам безопасность поездки, ведь, как показывают результаты проверок, зачастую за рулем находятся лица, не имеющие водительского удостоверения, лишенные права управлять транспортом, либо вовсе пьяные за рулем! Техническое состояние, внешний вид, чистота салона автомобилей также оставляют желать лучшего. Вот почему я говорю о том, что качественное такси в Иванове становится редкостью.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах