Она будет простираться от Золотых Ворот до Соборной площади и составит в общей сложности 510 метров.
Уродование городского центра
Такой «подарок» оказался, однако, не нужным даже тем владимирцам, которые мечтали о пешеходной зоне в центре города – проект «сырой» и противоречит Генеральному плану Владимира, а также городским нормативам градостроительного проектирования, объездных дорог нет. При всем при этом на реализацию пешеходного проекта потребуется около 100 млн рублей.
О том, что пешеходная зона на улице Большая Московская Владимиру не нужна, поскольку противоречит здравому смыслу и логике развития областного центра, Орловой говорили многие специалисты на совещании, посвященному этому вопросу. В частности, подчеркивалось, что главные улицы Владимира построены по линейному принципу, и делать их пешеходными нельзя ни в коем случае. Большая Московская – одна из основных владимирских магистралей, она никогда не была пешеходной, и не стоит даже думать о том, чтобы сделать ее таковой. Так советник по культуре при губернаторе региона и бывший гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова завила, что перекрытие центральной улицы во Владимире равносильно тому, чтобы перекрыть Тверскую улицу в Москве или Невский проспект в Санкт-Петербурге, и предрекла, что «нам этого не простят. Поднимется большой шум среди архитектурной общественности».
Алиса Ивановна также сослалась на мнение известного владимирского архитектора, почетного архитектора России Игоря Столетова, который отмечает, что «убирать транспорт с Большой Московской нельзя, это историческая трасса Москва-Нижний Новгород-Сибирь. Надо знать и уважать историю градостроительства города. Устройство чисто пешеходной зоны по Большой Московской противоречит генеральному плану города Владимира».
- Я думаю не столько о транспортном сообщении, сколько опасаюсь за культурно-исторический облик Владимира, - поделилась Алиса Аксенова своими переживаниями с «АиФ-Владимир». – Лавочки, кафе, которые планируется сделать на Большой Московской, - это все изуродует город, поскольку противоречит его истории. Владимир никогда не был таким, каким его сейчас хотят сделать.
Впрочем, Алиса Ивановна все же не против того, чтобы привнести в центр некоторые изменения. Так, она считает, что стоит снести кафе «Блинчики», перенести сюда памятник Андрею Рублеву, который стоит сейчас возле входа в парк Пушкина, и организовать еще одну смотровую площадку, откуда бы открывался прекрасный вид на Клязьму.
Против превращения улицы Большая Московская в пешеходную зону выступает и директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова, которая заявила, что в городе и так достаточно транспортных пробок, а с перекрытием центра транспортные проблемы лишь усилятся. Более того, по мнению Мельниковой, горожане, работающие в офисах, расположенных вдоль улицы Большая Московская, вряд ли придут в восторг от идеи сделать этот участок центра пешеходным.
Не рекомендуют перекрывать центр и сотрудники ГИБДД, которые также предрекают городу транспортный коллапс.
Служащих и чиновников, которые не разделают восторга по поводу организации на Большой Московской пешеходной зоны, гораздо больше, чем кажется, отмечает Алиса Аксенова.
- Многие из этих людей просто боятся в открытую высказывать свою позицию и спорить со Светланой Юрьевной. Однако в кулуарах люди однозначно высказываются о том, что Владимиру не нужна пешеходная зона вместо нынешней проезжей дороги, - говорит Алиса Ивановна.
Транспорт разрушает исторические здания?
Сегодня, по официальным данным, ежедневно по Большой Московской проезжает 140 тысяч человек. Лишь за один час - 1400 машин и 137 автобусов. Светлана Орлова полагает, что хотя бы по этой причине надо убрать транспорт из центра Владимира, поскольку интенсивная вибрация, которую создает транспортный поток, приведет к тому, что уже через 30-50 лет памятники рухнут. Специалисты, однако, с таким заявлением не согласны – Алиса Аксенова, например, заявила, что «это все ерунда», и транспортный поток не способен нанести существенный урон архитектурному наследию. Это же мнение разделяет и Игорь Столетов, который в интервью Зебра-ТВ сообщил, что «все начинает разваливаться только в двух случаях: либо, когда власти сами начинают ломать и курочить, либо, когда все пускают на самотек и годами не вкладывают ни копейки в ремонт». Архитектор посоветовал работать, чтобы ничего не развалилось.
Мэр Владимира Сергей Сахаров и сити-менеджер Андрей Шохин расходятся во мнении относительно перекрытия центра. Если Сергей Владимирович предлагает половинчатые меры –убрать троллейбусные провода и сделать одну сторону улицы пешеходной, а по другой - пустить транспорт (этот вариант, Орлова, правда начисто отвергает), то Андрей Станиславович озвучивают конкретную схему движения транспорта.
Так, например, автобусы, по его словам, будут доходить до лестницы на стадион «Торпедо», поворачивать налево на Большие Ременники, потом направо на улицу Дзержинского, а затем расходиться по Октябрьскому проспекту, 2-й Никольской и впоследствии по Лыбедской магистрали, когда завершится ее строительство.
По словам Шохина, 20 дополнительных автобусов на газомоторном топливе пустят максимально близко к центру. Сити-менеджер также отметил, что такой вариант разгрузки транспортного потока согласован с ГИБДД.
Троллейбусы, которые идут сейчас с западной стороны города через центр (№№1, 2, 5, 7, 8) будут сворачивать на площади Победы на улицу Чайковского и ехать в обход центра по проспекту Строителей, улице Горького и улице Мира. Как и Орлова, Шохин считает, что транспорт оказывает негативное воздействие на исторические здания в центре – они «обязательно развалятся». Правда, Шохин по сравнению с губернатором еще сократил срок жизни построек. Он предрекает архитектурным сооружениям даже не 30-50 лет, а всего 10.
Транспортный коллапс и разрушения
В ГИБДД ситуацию с транспортным движением комментировать пока не торопятся. Гаишники лишь высказались в том духе, что центральные улицы, по которым планируется в перспективе пустить транспорт, в том числе и 2-я Никольская, не предназначены для интенсивного движения. Улочки узкие, разъехаться здесь будет непросто, высока вероятность аварий.
Начальник владимирского областного управления ГИБДД Александр Назаров заявил «АиФ-Владимир», что пока никакой ясности относительно объездов центра нет. Городские власти, по его словам, то и дело меняют маршруты, совещания по вопросу обустройства пешеходной зоны на улице Большая Московская следуют одно за другим, но пока никакой конкретики.
- Во владимирской мэрии до сих пор нам не предоставили четкой схемы движения транспорта, - говорит Назаров. – По этой причине мы не можем сказать ни о том, какая нагрузка будет на сегодняшние второстепенные дороги, ни спрогнозировать аварийность. Непонятно также, где будут размещены светофоры, аншлаги, пешеходные переходы и т.д.
Еще одна существенная деталь – в ГИБДД не понимают, где и как будут обустроены парковки. Чтобы сделать их, «ряд улиц придется ликвидировать», отмечает главный гаишник области. Какими улицами решат пожертвовать в мэрии ради парковок, пока тоже неизвестно.
Назаров отказывается пока отвечать и на вопрос о том, решит ли строительство Лыбедской магистрали транспортные проблемы города: «Я сейчас не готов ничего сказать по этому вопросу», - говорит он.
Вместе с тем, многие горожане уверены, что если Большую Московскую перекроют, даже появление Лыбедской магистрали не спасет Владимир от транспортного коллапса – ведь магистраль задумывали, чтобы разгрузить основную центральную улицу и ликвидировать пробки, а не перевести ее в разряд главной городской трассы. Это, во-первых. Во-вторых, магистрали еще нет, и насколько успешным окажется завершение ее строительства, сказать пока нельзя. Некоторые эксперты вообще не одобряют эту инициативу. В частности, в интервью газете «Владимирские ведомости» доктор биологических наук, профессор Татьяна Трифонова заявила, что Лыбедская магистраль – решение сомнительное. Она напомнила, что любое строительство в русле реки может быть связано со многими проблемами, поскольку «в силу естественных природных причин это - место, куда стекается вода со всей прилегающей территории». Трифонова привела пример: в верховьях Лыбеди сейчас строятся жилые дома, и река уже дала о себе знать. Строители вынуждены были построить земляную дамбу, которую приходиться ежегодно укреплять.
В-третьих, пока не построена Лыбедская магистраль, значительно возрастет нагрузка на улицу Мира, а здесь и так часто возникают пробки. Несколько лет назад даже встал вопрос о том, чтобы снести бульвар, служащий разделительной полосой, и расширить дорогу. Тогда владимирцам удалось отстоять зеленую зону. Как повернется ситуация на этот раз – неизвестно.
В-четвертых, Орлова предлагает заменить большие автобусы транспортной компании-монополиста «БигАвтоТранса» более мобильными маршрутками на газу (их, правда, еще не закупили), которым будет удобнее ездить по второстепенным городским улицам. И опять владимирцы разводят руками: «Не приведет ли такая замена к тому, что общественный транспорт придется брать штурмом», ведь маршрутки окажутся не только более мобильными, но и менее вместительными.
И, наконец, в-пятых. Горожане не очень понимают, в какое время им гулять по пешеходному центру? Климат в России такой, что не очень способствует пешим прогулкам и посиделкам в уличных кафе – весны – и те в последнее время холодные и дождливые, лето – сезон отпусков, и многие просто уезжают из города. Что касается туристов, то неизвестно, оценят ли они эту пешеходную зону. Возможно, некоторые гости Владимира предпочли бы сэкономить время на переезде от одного исторического памятника до другого.
А альтернатива лучше
В минувшие выходные на сайте www.change.org владимирцы начали виртуальный сбор подписей против создания пешеходной зоны на улице Большая Московская в областном центре. Необходимо набрать 10 тыс. голосов для того, чтобы отправить петицию губернатору Владимирской области Светлане Орловой, инициатору проекта. К 18:00 15 апреля было собрано почти две тысячи подписей.
В послании, в частности, говорится, что «создание пешеходной зоны на Большой Московской противоречит Генеральному плану муниципального образования город Владимир и Городским нормативам градостроительного проектирования, а также здравому смыслу и логике развития нашего города».
Инициаторы акции просят Орлову отказаться от планов по прекращению движения транспорта по улице Большая Московская на участке от Золотых Ворот до улицы Гагарина к празднованию 70-летия Владимирской губернии. Сохранить движение транспорта по центру города до момента строительства объездных магистралей, предусмотренных генпланом города. Рассмотреть альтернативные маршруты для организации пешеходной зоны в историческом ядре Владимира. А также ограничить движение транспорта на улице Большой Московской только после строительства в соответствии с Генпланом городских магистралей, предусматривающих возможность объезда центра города.
«Пешеходная зона – давняя мечта многих владимирцев, мы призываем вас не превращать ее в градостроительную и социальную катастрофу», - так завершается текст обращения к Орловой.
В интервью Зебра-ТВ авторы петиции отметили, что если губернатор их не послушает, они готовы выйти на улицы и собрать подписи «живых» людей, а не Интренет-пользователей. Противники пешеходной зоны хотят показать Орловой, что больше половины владимирцев не поддерживают ее инициативу о перекрытии улицы Большая Московская.
Активисты предлагают губернатору обратить внимание на воплощение в жизнь альтернативных проектов по обустройству пешеходной зоны. Об одном из них речь шла на совещании по обустройству пешеходного центра. Проект предполагает маршрут от Студеной горы до Дмитриевского собора, не перекрывая центральную улицу. «Пешеходная тропа» будет пролегать параллельно улице Большая Московская, мимо Георгиевской церкви. Здесь горожане смогут полюбоваться и памятниками архитектуры, и чудесными видами на Клязьму.
Между тем, проезд по центру Владимира перекроют уже 2 и 3 мая. Городские власти запустят «пробное движение по новой схеме», что станет своеобразной «репетицией» предстоящих изменений. В мэрии намерены и посмотреть, как сложится транспортная обстановка, и понаблюдать за тем, как отреагируют на новшества жители.